Понедельник, 29 ноября 2021

Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2022-2024 годы

Прогноз баланса трудовых ресурсов Калининградской области (далее – Прогноз БТР) разработан Министерством социальной политики Калининградской области и Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2011 № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов» в целях определения в регионе потребности трудовых ресурсов в 2022-2024 годах для обеспечения достижения показателей макроэкономического прогноза социально-экономического развития.

Прогноз БТР осуществлен в соответствии с Методикой разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2019 № 248н «Об утверждении методики разработки прогноза баланса трудовых ресурсов», и формами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 08.02.2019 № 61н «Об утверждении форм представления данных, необходимых для разработки прогноза баланса трудовых ресурсов».

Исходной информацией для его разработки явились данные отчетного баланса трудовых ресурсов за 2020 год, составленного территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (далее – Калининградстат); прогноза социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочный период до 2030 года; показатели министерств, агентств Калининградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, экспертных оценочных данных.

Прогноз БТР содержит два взаимосвязанных раздела:

– ресурсная часть (трудоспособное население в трудоспособном возрасте; иностранные трудовые мигранты; лица, работающие за пределами трудоспособного возраста);

– распределительная часть (занятые в экономике, в т. ч. в разрезе видов экономической деятельности; не занятые в экономике).

Распределение трудовых ресурсов осуществляется по принадлежности к населению, занятому в экономике, или к населению, не занятому в экономике.

К населению, занятому в экономике, относятся:

1) лица, которые выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую прибыль работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников, для которых эта работа являлась основной;

2) лица, временно отсутствовавшие на работе из-за болезни, ежегодного отпуска или свободных от работы дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе работодателя, участия в забастовках, других подобных причин;

3) помогающие члены семьи в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

4) лица, производящие в собственном домашнем хозяйстве продукцию сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства, товары для быта и дома, предназначенные преимущественно для продажи или обмена, включая работающих в личном подсобном хозяйстве, для которых эта работа является основной (независимо от количества отработанного времени).

Военнослужащие, граждане Российской Федерации, работающие за границей, и лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, не включаются в численность населения, занятого в экономике.

К населению, не занятому в экономике, относятся:

1) обучающиеся в трудоспособном возрасте, не совмещающие обучение с работой;

2) безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости населения;

3) прочие категории населения в трудоспособном возрасте, не занятые в экономике.

Ситуация на рынке труда Калининградской области в январе - октябре 2021 года

В 2020 году в связи с ограничительными мероприятиями, связанными с распространением коронавирусной инфекции, приведшими к временному закрытию или ограничению деятельности предприятий и организаций, численность безработных граждан увеличилась в 7,7 раза – с 4,0 до 30,7 тыс. человек (на конец года), уровень регистрируемой безработицы вырос с 0,7 до 5,8 % от численности рабочей силы области, коэффициент напряженности рабочей силы на регистрируемом рынке труда (соотношение количества незанятых граждан на 1 заявленную вакансию) увеличился с 0,2 до 1,9 ед.

С целью снижения напряженности на рынке труда и снижения безработицы в Калининградской области в 2021 году реализуются мероприятия активной политики занятости населения государственной программы Калининградской области «Социальная поддержка населения», утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 18.11.2013 № 848 (далее – Государственная программа), а также Комплекс мер, направленных на восстановление (до уровня 2019 года) численности занятого населения Калининградской области к IV кварталу 2021 года, утвержденный распоряжением Правительства Калининградской области от 25.11.2020 № 216-рп (в ред. от 01.02.2021 № 12-рп).

Реализация мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда, способствовала снижению числа безработных граждан в 4,9 раза – до 6,3 тыс. человек (на 01.11.2021), уровня регистрируемой безработицы – до 1,2 %.

Справочно по данным Калининградстата в среднем за июль-сентябрь 2021 года:

- численность общей безработицы (по методологии МОТ) – 26,1 тыс. чел.;

- уровень общей безработицы (по методологии МОТ) – 4,8 % (по РФ – 4,4 %, по СЗФО – 3,5 %).

Из числа уволенных граждан основную долю составляют работники таких основных отраслей экономики как: предоставление прочих видов услуг (ремонт и обслуживание техники, предметов домашнего, предоставление различного вида персональных услуг населению) (40,4 %), обрабатывающие производства (8,1 %),   оптовая и розничная торговля (6,3 %), государственное управление, социальное обеспечение (5,4 %), образование (3,8 %), транспортировка и хранение (3,4 %), сельское хозяйство (2,7%), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (1,6 %), строительство (1,7 %) и других отраслей.

Количество заявленных вакансий увеличилось на 19,9 % – с 17,1 тыс. человек до 20,5 тыс. человек, коэффициент напряженности на рынке труда (соотношение количества незанятых граждан на 1 заявленную вакансию) увеличился с 1,9 до 0,6 ед.

Среди заявленных вакансий преобладают профессии в сфере обрабатывающего производства (15,6%); оптовой и розничной торговли (13,4 %); транспортировки и хранения (11,9 %); здравоохранения и предоставления социальных услуг (7,2 %); строительства (6,6 %); образования (6,6 %); деятельности гостиниц и предприятий общественного питания (5,7 %) и другие.

По оценочным данным среднегодовая численность граждан, занятых в экономике области по итогам 2021 года по сравнению с 2020 годом увеличится с 472,8 до 476,5 тыс. человек (на 0,8 %).

По оценочным данным по итогам года численность регистрируемой безработицы не превысит 7,3 тыс. человек, ее уровень – 1,3 %.

Основные проблемы рынка труда

Основные проблемы рынка труда Калининградской области связаны с несоответствием территориальной и профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы.

Дисбаланс спроса и предложения по профессионально-квалификационному составу связан с тем, что несмотря на имеющиеся 20,2 тыс. вакансий они не соответствуют спросу безработных граждан по профессиональному составу, а также уровню заработной платы.

Так, среди безработных преобладают женщины старше 40 лет, имеющие профессии специалистов и служащих (менеджеры, торговые агенты, экономисты, администраторы, бухгалтеры, делопроизводители). В то же время среди вакансий преобладает спрос на квалифицированных и неквалифицированных рабочих (водитель автомобиля, повар, слесарь механосборочных работ, обработчик рыбы, стрелок, матрос, кассир торгового зала, продавец продовольственных товаров, маляр, разнорабочий и другие).

Территориальный дисбаланс связан с тем, что 48,3 % экономически активных граждан и большинство крупных инвестиционных проектов сосредоточено непосредственно в г. Калининграде. Предприятия областного центра и прилегающие к нему муниципальные образования испытывают недостаток кадров (как квалифицированных и неквалифицированных рабочих, так и специалистов и служащих), тогда как в отдаленных районах с преимущественным сельскохозяйственным производством, отмечен дефицит вакансий. Так, если в г. Калининграде на одного зарегистрированного в областной службе занятости населения незанятого гражданина предлагается 2 вакантных рабочих места, то в восточных районах области (Озерский, Краснознаменский, Неманский городские округа) на одну вакансию претендуют до 5 человек.

На баланс трудовых ресурсов в регионе оказывает влияние реализация инвестиционных проектов с созданием новых рабочих мест.

Всего в Калининградской области в соответствии с Планом инвестиционного развития на период 2021-2024 годов запланированы к реализации порядка 360 проектов в сфере туризма, обработки, АПК на сумму 400 млрд рублей, по итогам которых в области должны быть созданы порядка 20 тыс. новых рабочих мест.

В 2021 году планируется создать не менее 4,9 тыс. рабочих мест против 3,4 тыс. рабочих мест в 2020 году, из них 1,7 тыс. новых рабочих мест – в промышленном производстве. В сфере АПК и пищевой перерабатывающей промышленности планируется создать порядка 1 тыс. новых рабочих мест.

В настоящее время на территории Калининградской области запланирована реализация ряда крупных инвестиционных проектов, предполагающих создание новых рабочих мест:

- «Строительство и эксплуатация Нивенского горно-обогатительного комбината по добыче и переработке калийно-магниевых солей». В рамках реализации инвестиционного проекта планируется строительство энергетического комплекса, вспомогательных цехов и инфраструктуры, обогатительной фабрики. Общий объём финансирования инвестиционного проекта составляет 23,6 млрд руб. Планируемый срок ввода в эксплуатацию – декабрь 2024, количество создаваемых рабочих мест – более 1500 ед.;

- Промышленный комплекс по производству кремниевых пластин мощностью до 1 ГВт в год и фотоэлектрических преобразователей мощностью до 1 ГВт в год ООО «ЭнКОР Групп» на площадке индустриального парка «Черняховск». В 2020 году подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством Калининградской области, АО «КРКО» и ООО «ЭнКОР Групп» с созданием 750 новых рабочих мест и последующим увеличением до 1150 ед. Срок ввода в эксплуатацию – до 2025 года, объем инвестиций – около 24 млрд рублей.;

- Строительство рыбоконсервного завода со складом готовой продукции, модернизация очистных сооружений, приобретение зданий и оборудования и их модернизация ООО «Рыбзавод «За Родину». Планируемый срок ввода в эксплуатацию – 2023 год, количество создаваемых рабочих мест – более 900 ед.;

- Реконструкция производственного комплекса и производство полуфабрикатов и готовых блюд на дополнительных линиях реконструированного производственного корпуса ООО «Мираторг Запад». Планируемый срок ввода в эксплуатацию – 2022 год, количество создаваемых рабочих мест – 590 ед.;

- Инвестиционные проекты «Курортно-оздоровительный комплекс «Променад», включающие создание медицинского центра «Ланцет» и гостиничного комплекса «Раушен Хотел Ресорт» в г. Светлогорск Калининградской области, общей стоимостью свыше 7 млрд рублей. Планируемый срок ввода в эксплуатацию – 2023 год, количество создаваемых рабочих мест – 490 ед.

Основные результаты прогноза баланса трудовых ресурсов Калининградской области на 2022-2024 годы

Согласно прогнозным данным численность трудовых ресурсов к 2024 году увеличится с 641,8 тыс. человек (в 2020 году) до 657,2 тыс. человек (на 15,4 тыс. человек или 2,4 %), из них число граждан трудоспособного населения в трудоспособном возрасте увеличится с 568,9 тыс. человек (в 2020 году) до 605,1 тыс. человек (на 36,2 тыс. человек или на 6,4 %). Рост численности трудоспособного населения по сравнению с 2020 годом связан с влиянием на данный показатель увеличения пенсионного возраста (для женщин – с 50 до 55 лет, для мужчин – с 55 до 60 лет), а также особенностями переходного периода пенсионной реформы.

Количество граждан, занятых в экономике области, увеличится с 472,8 тыс. человек (в 2020 году) до 489,0 тыс. человек в 2024 году (на 16,2 тыс. человек или на 3,4 %).

К 2024 году прогнозируется рост занятости практически во всех секторах экономики. Наибольший рост будет наблюдаться в таких сферах деятельности, как деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (на 9,9 %), обрабатывающие производства (на 7,8 %), добыча полезных ископаемых (на 6,7 %), транспортировка и хранение (на 5,8 %), деятельность в области информации и связи (на 5,5 %).

Незначительное снижение (на 0,4 %) планируется только в сфере строительства.

По результатам Прогноза БТР на 2022-2024 годы регион будет являться трудодефицитным. Это связано с геополитическим расположением рынка труда области, несоответствием профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы, наличием нелегальной занятости населения и его старением. Ежегодно потребность в кадрах будет увеличиваться в среднем на 3,9 тыс. человек.

Прогнозная численность регистрируемой безработицы будет варьироваться от 30,7 тыс. человек в 2020 году до 3,9 тыс. человек в 2024 году, а уровень регистрируемой безработицы снизится с 5,8 % (в 2020 году) до 0,7 % в 2024 году.

Для восполнения недостатка трудовых ресурсов необходима подготовка рабочих кадров в соответствии с запросом экономики области, переобучение незанятых и безработных граждан наиболее востребованным профессиям, вовлечение неформально занятых граждан в экономику области, в том числе через развитие института самозанятости, привлечение специалистов из других регионов Российской Федерации.

Указанные мероприятия реализуются в рамках Государственной программы, Комплекса мер, а также регионального проекта «Содействие занятости (Калининградская область)» федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».

Данные Прогноза БТР можно использовать для формирования государственного заказа на подготовку кадров за счет федерального и областных бюджетов, прогноза привлечения иностранных работников (по квоте и патентам), государственного задания по профессиональному обучению, в том числе безработных граждан, лиц пенсионного возраста и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, привлечения соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья в рамках целевых региональных программ на востребованные профессии, информирования населения о профессиях, пользующихся спросом на региональном рынке труда, профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений.