Пятница, 27 ноября 2020

Доклад Губернатора А.А. Алиханова «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

Видео Доклада

ДОКЛАД

Губернатора Калининградской области А.А. Алиханова

«Об областном бюджете на 2021 год и

на плановый период 2022 и 2023 годов»

на заседании Калининградской областной Думы

 

5 ноября 2020 года

 

Уважаемая Марина Эдуардовна, уважаемые депутаты!

Формирование проекта бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов – это поиск бюджетного баланса в существенно скорректированной ситуацией текущего года системе координат. Роль регионов в этой новой системе в качестве центров «риск-менеджмента» значительно возросла.

Мы обязаны реагировать на новые вызовы, максимально сохраняя приоритеты бюджетной политики, направленные на улучшение жизни в Калининградской области, обеспечивать при этом устойчивость бюджетной системы и качество государственного управления.

В 2020 год мы вошли финансово устойчивыми, с хорошей динамикой собственных доходов, управляемой структурой расходных обязательств, рекордно низким уровнем госдолга – я напомню, что мы два года перед текущим годом снижали в абсолютных цифрах долг, это впервые за многие годы происходило, не говоря уже об относительном снижении уровня долга к собственным доходам, у нас был хороший запас ликвидности.

Этот запас прочности, собственно, и позволил минимизировать влияние новых вызовов, своевременно скорректировать бюджетные обязательства и предусмотреть в текущем году резерв на сумму 2,8 млрд рублей, которые в совокупности с федеральной помощью позволили обеспечить необходимыми ресурсами систему здравоохранения и поддержать предпринимателей в условиях ограничений в их деятельности и экономической ситуации.

По итогам 10 месяцев текущего года бюджетная система региона сохраняет устойчивость. Продолжается рост доходной базы областного бюджета. При этом мы имеем еще не менее 100 млн рублей резерва на оставшиеся 2 месяца года.

Очевидно, что экономические риски влияния ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией, необходимо учитывать и в 2021 году. Поэтому дополнительные меры поддержки граждан и экономики области «вшиты» в проект областного бюджета.

Хочу подчеркнуть, что, несмотря на то, что вызовы текущего года повлияли на региональную бюджетную политику, сформированный план учитывает практически все ранее запланированные, а также новые приоритеты в расходных обязательствах, включая задачи развития социальной и инженерной инфраструктуры, стимулирования инвестиций и экономического роста.

Найти баланс для выполнения этих задач и обязательств было, прямо скажем, непросто. Налоговые и неналоговые доходы, которые являются базой бюджетного баланса, уменьшились почти на полмиллиарда рублей относительно плана на 2021 год в предыдущем бюджетном цикле. С учетом ограничений по заимствованиям, с учетом новых расходных обязательств нам пришлось жестко выстраивать приоритеты, исходя из их социальной значимости, софинансирования из федерального бюджета, эффективности мероприятий с точки зрения задач социально-экономического развития, а также готовности объектов и мероприятий к реализации.

Основные параметры областного бюджета представлены на слайде.

В 2021 году доходы составят 119 млрд 293 млн рублей, расходы предусмотрены в объеме 123 млрд 463 млн рублей.

Проект бюджета сформирован на 2021 год с дефицитом в сумме 4 млрд 170 млн рублей, который мы в основном планируем покрывать сформированным в текущем году резервом остатков на счете бюджета и привлечением заимствований. Вы видите все цифры – достаточно большими будут остатки.

Природа планового дефицита бюджета нам всем хорошо понятна – это разница между оценкой в нашем случае в основном налоговых доходов и  расходами как мы их видим исходя из законодательства, потребностей бюджетной сферы и задач развития региона. Поэтому рост планового дефицита относительно предыдущих бюджетных циклов - он очевиден. Это при том, что мы представляем и понимаем существенно бо́льшую потребность в бюджетном финансировании по многим направлениям. С другой стороны, конечно, важно, что мы можем себе позволить определенный уровень дефицита исходя из реалистичных источников его финансирования и состояния государственного долга.

Параметры на 2022 и 2023 годы увеличены как за счет налоговых и неналоговых доходов, так и за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета, рост в основном за счет межбюджетных трансфертов на субсидирование предприятий и резидентов ОЭЗ.

Более 55 млрд рублей поступит в следующем 2021 году на поддержку предприятий для сохранения и создания рабочих мест. Это плюсом почти 3,2 млрд рублей к тому, что мы предусматривали в предыдущем бюджетном цикле. На 2022 и 2023 годы трансферты на поддержку предприятий составят 64 и 70 млрд рублей соответственно. Наша задача – зафиксировать уровень поддержки на долгосрочный период. Тем самым мы защитим более 150 предприятий, на которых трудятся порядка 12 тысяч человек.

Еще один важный источник федеральной поддержки регионального развития – государственная программа «Социально-экономического развития Калининградской области». В 2021 году ее ресурс практически в полном объеме направляется на дорожное строительство.

 В 2021 году объемы финансирования программы сократятся по сравнению с текущим годом. Но есть поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина, по которому уже с 2022 года будут выделены дополнительные средства на мероприятия, имеющие приоритетное значение для региона. Новые параметры мы увидим уже в следующем бюджетном цикле, над ними мы работаем совместно с Минэкономразвития и Минфином России.

Вместе с тем уже в 2021 году с учетом других федеральных программ капитальные вложения поступят в область в объеме 6,2 млрд рублей. Также  значительные средства за счет федеральных трансфертов направляются на поддержку сельхозтоваропроизводителей и развитие сельских территорий, а также на развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Совокупно объем субсидий и иных межбюджетных трансфертов, на данном этапе уже распределенных Калининградской области проектом федерального закона о федеральном бюджете, без учета субсидий на поддержку рынка труда составляет 9,8 млрд рублей.

Целевые трансферты предусмотрены согласно параметрам проекта федерального бюджета, внесенного в Госдуму, ко второму чтению они ещё будут уточняться и, как правило, увеличиваются. Мы все с вами понимаем, что в условиях не принятого ещё и не до конца распределенного между регионами федерального бюджета существуем. Но, тем не менее, даже в нашем проекте есть уже определенные намётки относительно того, как будут распределены эти средства и мы, в том числе,  вам эти вопросы уже на второе чтение будем выносить.

Если мы говорим о финансовой основе бюджета, то в первую очередь нужно говорить о доходах на совокупное покрытие расходов. Они на 93 процента обеспечиваются налоговыми и неналоговыми доходами областного бюджета и на 7 процентов – дотациями из федерального бюджета.

На федеральном уровне принято решение на следующий год сохранить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на уровне текущего года. Для области это очень позитивно. Таким образом, дотации в проекте учтены в объеме 3 млрд 448 млн рублей, в том числе на выравнивание бюджетной обеспеченности – 2 млрд 741 млн рублей и на обеспечение сбалансированности бюджета – 706 млн рублей.

Но мы должны быть готовы к снижению в последующие годы объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, поскольку налоговый потенциал консолидированного бюджета области растет опережающими относительно других регионов темпами. Это само по себе хороший фактор, то есть, мы растём с вами быстрее. Сейчас на различных комиссиях у Марата Шакирзяновича Хуснуллина с участием и Счетной палаты, и Федерального собрания обсуждаем возможные изменения методик Минфина для того, чтобы регионам, которым такими опережающими темпами растут, не «срезали» сразу все объемы дотаций, чтобы они как-то постепенно уменьшались, чтобы этот переход из дотационных в недотационные был более мягким. Это проблема не только нашего региона и, надеюсь, мы будем поддержаны в этом вопросе. Во всяком случае, Правительство нас слышит и Министерство финансов также активно сотрудничает по этому вопросу.

Налоговые доходы. Основной параметр бюджетного баланса – налоговые доходы, динамика которых во многом отражает экономическую ситуацию.

С апреля поступления налоговых платежей снизилась, как и в большинстве регионов. Но процесс их восстановления у нас идет быстрее. Положительная динамика у нас сложилась уже с июня. По итогам 8 месяцев регион занимал 18 место с ростом налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. А на сегодняшний день мы имеем плюс 6,5 процентов по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета к уровню прошлого года. То есть, наши позиции среди регионов улучшатся и, думаю, сейчас мы уже входим в десятку по итогам девяти месяцев.

Рост налоговых доходов в плановом периоде связан, в том числе с изменениями в структуре поступлений. В связи с отменой единого налога на вмененный доход около 2700 плательщиков, по нашим оценкам, перейдут на упрощенную систему налогообложения.

Мы своевременно среагировали на изменения федерального законодательства и, чтобы компенсировать потери местных бюджетов, перераспределили в пользу муниципалитетов нормативы по доходам: дополнительно по 5 процентных пунктов от налога на имущество организаций и УСН. Кроме того, 10 процентов по налогу на доходы физических лиц закрепляем за местными бюджетами уже на постоянной основе. Это мера укрепления налоговой базы муниципальных образований и стимулирования их к наращиванию налогового потенциала.  Я хочу поблагодарить и наших коллег из Ассоциации муниципальных образований, и, конечно, депутатов, особенно, профильного комитета, которые три года вместе с региональным правительством работали над изменением структуры доходов наших муниципалитетов. Далеко уже продвинулись. Если можно так сказать, трёхлетка этих изменений закончилась. Предлагаю эту страницу закрыть и в следующем году перейти к новому этапу, помогая, находя  новые механизмы. Муниципалитеты самостоятельно должны организовывать работу, в том числе, для повышения собственного налогового потенциала, исходя из того, что мы закрепляем за ними уже на постоянной основе новые источники для формирования их собственной налоговой базы

Рост налоговых доходов консолидированного бюджета на 2021 год запланирован на уровне 10,5 процента. Но, полагаю, что этот показатель будет несколько ниже с учетом хороших поступлений в сентябре-октябре текущего года. То есть факт текущего года будет выше, чем оценка, представленная к проекту бюджета.

На динамику налоговых доходов в среднесрочном периоде оказывает влияние также рост нормативов по акцизам на нефтепродукты на реализацию проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Соответственно и ассигнования дорожного фонда будут увеличиваться.

На 2022 и 2023 годы план по областному бюджету сформирован с ростом налоговых доходов на 6,7 и 6,1 процента соответственно. В плановом периоде рассчитываем на полное восстановление трендов, которые имели до ограничений в экономике.

Еще один важный параметр для оценки реалистичности прогноза – соотношение налоговых поступлений с ВРП.

Прогноз поступлений налоговых доходов основан на базовом сценарии прогноза ВРП, который в 2021 году составит 528 млрд рублей. Налоговые изъятия областного бюджета по отношению к ВРП составят 8,6 процента, что превышает аналогичный показатель оценки текущего года и за предыдущие 5 лет. По консолидированному бюджету данный показатель планируется на уровне 11,3 процента.

Я хотел бы пояснить, почему мы так считаем. Базовые условия повышения налогового потенциала в плановом периоде и на более длительную, долгосрочную перспективу – это развитие региональной экономики, в том числе за счет бюджетной поддержки предпринимательской и инвестиционной активности, что, собственно, отражено в расходах.

Но, очевидно, важные факторы опережающего к ВРП роста налоговых платежей – это повышение качества администрирования доходов, что является задачей в большей степени Управления ФНС, - мы работаем  с ними как партнеры, - которое всегда с ней успешно справлялось, а также снижение теневого сектора, приведение официально выплачиваемых заработных плат в соответствие с минимальными уровнем заработной платы, определенным трехсторонним соглашением, и со средним уровнем оплаты труда по отрасли. Отмечу, что большинство налогоплательщиков добросовестно выполняют свои обязательства даже в сложных условиях текущего года, но резерв еще есть,  мы его видим,  о чем свидетельствует анализ, который проводит региональная налоговая служба.

Неналоговые доходы запланированы в объеме 814 млн рублей по предложениям администраторов доходов. Основная составляющая – штрафы в объеме 401 млн рублей, в том числе штрафы за нарушение правил дорожного движения – 337 млн рублей. Доходы от сдачи в аренду и продажи государственных активов составят  по нашим оценкам 73 млн рублей.

Но даже мобилизовав налоговые и неналоговые доходы, мы вынуждены формировать бюджет с дефицитом.

Важным источником выполнения обязательств являются заимствования и остатки на счетах, покрывающие дефицит. На 2021 год в проекте задействованы остатки в объеме 2,1 млрд рублей, в основном в связи с переносом в условиях действующих ограничений ряда расходов 2020 года. Задача текущего года – сформировать резерв на конец года в объеме не менее 2,5 млрд рублей, а лучше – больше.

Что касается заимствований, то предусмотрено дополнительно привлечь в плановом периоде 4 млрд рублей, в том числе в 2021 году –                       2 млрд 250 млн рублей.

Государственный долг на конец 2021 года составит 27,1 млрд рублей при объеме коммерческих заимствований 14,4 млрд рублей, что по отношению к плановым налоговым и неналоговым доходам областного бюджета составит 58 и 31 процент соответственно.

Снижение уровня долга в плановом периоде обеспечивается ограничением заимствований и опережающим ростом доходов по сравнению с динамикой долговых обязательств.

С учетом положительной динамики бюджетных показателей в последние годы, эффективного управления долговым портфелем, сохранением в текущем году стабильного и комфортного уровня бюджетных и долговых метрик, крупнейшее в России рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Калининградской области до уровня ruА- со стабильным прогнозом. Присвоенный кредитный рейтинг отражает умеренно высокий уровень кредитоспособности, финансовой устойчивости региона и позволяет осуществлять заимствования на более комфортных условиях.

Мы подписали недавно дополнительное соглашение с Минфином России о продлении реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, согласно которому средства, высвобождаемые в результате снижения объема погашения обязательств перед федеральным бюджетом, будут направлены в 2021 году на национальные проекты, а в 2022-2024 годах – на инфраструктуру для создания новых производств. При этом в последующие годы мы получим возможность списать часть долга на сумму дополнительных налоговых платежей в федеральный бюджет от реализации этих новых инвестиционных проектов. То есть, по сути создан механизм, когда мы можем вместо выплаты долга вкладывать деньги в инфраструктуру для новых производств, которые потом, собственно, будут списывать для нас долги перед федеральным бюджетом.

Бюджетные ассигнования на 2021-2023 годы – по сути, это производная наших расходных обязательств, принятых региональными законами, целей и задач, определенных государственными программами.

Расходы областного бюджета в основном учитывают ранее сформированную систему приоритетов. Это меры, направленные на повышение качества жизни жителей области, бюджетных услуг, поддержание уровня социальной обеспеченности, поддержку и стимулирование экономики, развитие инфраструктуры.

Очевидно, что потребность в финансировании значительно больше – я уже об этом говорил, - чем обычно мы имеем в доходных источниках. При подготовке проекта областного бюджета были заранее определены расходы, к вопросу финансирования которых мы дополнительно предлагаем вернуться по итогам исполнения текущего года. Я уже говорил, что мы целимся в остатки выше, сформировали сразу же на бюджетных комиссиях перечень расходов, которые считаем приоритетными, первоочередными. И если у нас появится источник, мы их вам в аналитическом порядке представим и просили бы в вашей работе учитывать эти направления. И в материалах к законопроекту этот перечень представлен.

По расходам консолидированного бюджета в расчете на жителя Калининградская область входит в тройку лидеров в Северо-Западном федеральном округе и занимает 12 место по Российской Федерации. Почти 89 процентов расходов консолидированного бюджета – это расходы областного бюджета в объеме 123,4 млрд рублей.

Общий объем расходов областного бюджета, конечно, в значительной степени определяется субсидиями предприятиям и резидентам ОЭЗ на поддержку рынка труда в объеме 55,2 млрд рублей.

Кроме того, напомню, расходные обязательства региона софинансируются из федерального бюджета за счет субсидий и иных межбюджетных трансфертов в объеме 9,8 млрд рублей. Субвенции на финансирование переданных полномочий составят 4,1 млрд рублей.

Таким образом, без учета целевых трансфертов расходы областного бюджета на 2021 год составят 54 млрд рублей.

При этом часть бюджетных ассигнований – это:

- система выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в объеме 1 млрд 660 млн рублей;

- обслуживание государственного долга, то есть плата за фактические расходы предыдущих периодов, в объеме 682 млн рублей;

- и резервный фонд на непредвиденные расходы в объеме 600 млн рублей.

Совокупно эти ассигнования составляют 2,9 млрд рублей.

Без учета этих позиций мы распределяем на 2021 год в проекте бюджета 51,1 млрд рублей. В том числе по правилам, установленным федеральным законодательством, формируются расходы регионального дорожного фонда в объеме 7,5 млрд рублей за счет собственных средств областного бюджета. С учетом федеральных субсидий его объем составит 11,4  млрд рублей.

На осуществление капитальных вложений и иных бюджетных инвестиций в 2021 году с учетом средств федерального бюджета предусмотрено почти 11,7 млрд рублей. Это высокая доля расходов капитального характера в бюджете.

В части текущих расходов значительную долю составляют финансирование государственных услуг с объемом 18,5 млрд рублей,  социальные выплаты, иные меры поддержки и социальные обязательства с учетом федеральных трансфертов в объеме 12,4 млрд рублей.

Важной составляющей нашей социальной ответственности является обеспечение доступности и качества бюджетных услуг. Бюджетная сфера, в основном социальная – это 588 государственных и муниципальных учреждений с общей численностью более 32 тысяч человек, рост на 3,8 процента. Средняя заработная плата сотрудников бюджетной сферы в 2021 году составит около 32 тысяч рублей с ростом на 3 процента к текущему году.

Заработная плата отдельных категорий работников бюджетной сферы обеспечена в следующем бюджетном цикле на уровне целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации. На 2021 год целевой показатель – доход от трудовой деятельности – прогнозируется на уровне 33,5 тысячи рублей, с ростом к текущему году на 6 процентов.

Отмечу, что по итогам 9 месяцев текущего года с учетом «ковидных» выплат у ряда категорий заработная плата возросла существенно: у врачей составила 67 тысяч рублей, среднего медперсонала – 40 тысяч рублей, младшего медперсонала – 34 тысячи рублей, социальных работников – 43  тысячи рублей.

Особое внимание мы уделяем укреплению материальной технической базы учреждений. За три года на эти цели планируется направить 11,2 млрд рублей. Из них почти 1,6 млрд рублей – на приобретение оборудования, более 1,7 млрд рублей – на ремонты, 7,9 млрд рублей предусмотрено в рамках инвестиционной программы на строительство и модернизацию социальных объектов.

Уважаемые коллеги!

Ключевые приоритеты и задачи Правительства области озвучены в моем «сентябрьском» Послании и учитывают национальные цели развития, определенные Указом Президента РФ. Эти приоритеты отражены и в представленном проекте областного бюджета.

В первую очередь:

-       ответственная и эффективная социальная политика, в значительной степени направленная на увеличение продолжительности жизни и повышение рождаемости;

-       развитая инфраструктура и комфортная среда для жизни;

-       сильная экономика.

Развитие системы здравоохранения было для нас приоритетом и в предыдущие годы. С учетом текущих вызовов, рисков и определенного опыта, понимания, насколько каждый из нас зависим от общественной инфраструктуры, государственных услуг, приоритетность бюджетных расходов на здравоохранение повышается.  В проекте бюджета этот параметр составляет 11,2 млрд рублей. И я знаю, что в процессе обсуждения вы обратили внимание, что это несколько ниже текущего уровня бюджетных ассигнований. Но надо принимать во внимание и особенности финансового обеспечения гарантий медицинской помощи, и неокончательное значение бюджетных параметров на текущем этапе его формирования, и структуру расходов государственной программы в текущем году и плановом периоде.

Значительные ресурсы для финансирования здравоохранения формируются в системе обязательного медицинского страхования. Объем территориального фонда ОМС в следующем году составит 13,8 млрд рублей.

За счет средств областного бюджета обеспечивается медицинское страхование неработающих граждан в объеме 4,3 млрд рублей. На 2021 год застраховано 565 тысяч неработающих граждан, из них 192 тысячи человек трудоспособного возраста. При формировании бюджетных обязательств на 2021 год мы увеличили ассигнования на услуги сверхбазовой программы обязательного медицинского страхования с учетом нормативов качества услуг, рекомендуемых на федеральном уровне. Общий объем этих расходов составит 1 млрд 479 млн рублей с увеличением относительно индексированных по уровню заработной платы и материальных расходов на 67 млн рублей.

Второй год программа государственных гарантий оказания медицинской помощи уже на стадии проекта областного бюджета сформирована без дефицита. Оказание медицинских услуг населению области обеспечено в полном объеме в соответствии с федеральными нормативами объемов и стоимости услуг. Стоимость программы на 2021 год составит более 17,7 млрд рублей. Это в 1,8 раза больше уровня 2016 года. А общий объем финансирования здравоохранения составит 20,7 млрд рублей.

За последние три года в значительной степени решена проблема финансирования и организации процесса закупок лекарственного обеспечения для льготных категорий граждан. В 2021 году на эти цели предусмотрено 1,4 млрд рублей. Я напомню, это было чуть больше 350 млн в 2016 году, то есть рост значительный.

Из этой суммы в 1,4 млрд рублей 88 процентов или 1,1 млрд рублей обеспечены за счет собственных средств областного бюджета, включая обеспечение дорогостоящими препаратами при орфанных заболеваниях. Общая численность региональных льготников составляет более 51 тысячи.

Вместе с тем очевидно еще много надо сделать, чтобы услуги здравоохранения стали и доступнее, и качественнее. Есть понимание этих потребностей, планы и приоритеты их реализации, а также финансовая поддержка системы здравоохранения за счет как собственных средств, так и  федерального бюджета в рамках национальных проектов.

Две основные задачи снятия ограничений в развитии здравоохранения. Первая – это кадры, второе – это оснащение медицинским оборудованием для внедрения современных технологий лечения и развитие инфраструктуры, в том числе за счет капитальных вложений.

На поддержку медицинских кадров предусмотрено 192 млн рублей. Основной объем – это выплаты при первом трудоустройстве от 500 тысяч до 1 млн рублей совокупно в объеме 122 млн рублей, а также выплаты студентам в период целевого обучения в размере 2 тысяч рублей и ординаторам по 5 тысяч рублей ежемесячно, а также 200 тыс. рублей по окончании целевого обучения. Сохраняется поддержка при первом трудоустройстве врачей и среднего медицинского персонала, компенсация арендной платы за жилье увеличена с 3 месяцев до полугода.

По программе «Земский доктор» в 2021 году планируем привлечь на село 14 врачей и 18 фельдшеров.

В следующем году впервые предусмотрено 30 млн рублей на приобретение (выкуп) жилых помещений для медицинских работников.

Продолжается развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения, в основном в рамках региональных проектов. На эти цели  в предстоящие три года предусмотрели 1,3 млрд рублей, из них 980 млн рублей – на оборудование.

В 2021 году 150 млн рублей будет направлено на оснащение  сосудистого центра в Советске по аналогии с тем, как в Гусеве, 100 млн рублей – на приобретение  эндоскопического  оборудования для учреждений области, 103 млн рублей – на капитальный ремонт 6 учреждений.

Необходимое условие повышения доступности и качества медицинской помощи – строительство новых медицинских учреждений, модернизация материально-технической базы, повышение уровня оснащенности медицинских учреждений.

В 2021-2022 годах будет завершена реконструкция комплекса зданий Детской областной больницы Калининградской области. Мы вчера с подрядчиками этот вопрос обсуждали – они готовы закончить этот объект уже в следующем году, и возможно, будем выносить на вас какие-то бюджетные решения для того, чтобы  не в 2022 году её запускать, а уже в следующем.

Особенно последний год мы активно развиваем сферу медицинской помощи детям. В этом году капитальный ремонт детских поликлиник проведен в Пионерском и Советске, на стадии завершения детская поликлиника в Зеленоградске.

Со следующего года приступим к реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения. За 5 лет планируем кардинально изменить нашу медицинскую инфраструктуру: отремонтировать районные больницы, поликлиники, оснастить их необходимым оборудованием, санитарным транспортом. Программа коснется также изменений в системе оплаты труда медицинских работников и мер по укомплектованию кадрами лечебных учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. После внесения проекта бюджета в Калининградскую областную Думу до регионов – это как раз то, о чём я говорил, что после уже внесения проекта закона до нас довели субсидии в рамках национального проекта на развитие первичной медицинской помощи. Калининградская область получит 570 млн рублей. При этом за счет собственных средств обеспечим софинансирование в размере 63 млн рублей, такую поправку внесем ко второму чтению.

Будет продолжено строительство новой поликлиники для взрослых и детей с современным диагностическим центром на ул. Согласия                                в Калининграде. Общая стоимость объекта – 1,5 млрд рублей. Строительство новой поликлиники в области ведется впервые за последние 30 лет. Также запланировано строительство поликлиники в Калининграде на ул. О. Кошевого и диагностического центра в Советске. В 2021-2022 годах на разработку ПСД по этим двум объектам предусмотрено 129 млн рублей.

Уже сейчас в регионе функционируют центры амбулаторной онкологический помощи. Мы открыли такой в Гусеве (то есть, жителям Гусева и с востока не нужно ездить в Калининград для получения амбулаторной помощи) и в Центральной городской клинической больнице города Калининграда с отделениями химиотерапии. В 2022 году планируем сдать Областной онкологический центр. На завершение строительства в следующие два года предусмотрено 1 млрд 854 млн рублей.

Несколько слов об образовании.

Более 60 процентов работников областной бюджетной сферы и почти 60 процентов расходов на бюджетные услуги приходится на сферу образования. Это еще один очевидный приоритет развития, важное направление национальных проектов.

Нагрузка на систему образования растет в силу демографии. В текущем учебном году в регионе почти 114 тысяч школьников, на 3 процента больше прошлого года. На следующий учебный год также прогнозируется рост,  учтенный в бюджетных проектировках. По педагогам предусмотрен самый значительный рост занятости в бюджетной сфере с ориентиром 16 учеников на 1 учителя.

Увеличивается и количество мест в детских сада, а значит, и численность занятых в дошкольном образовании.

Финансовое обеспечение бюджетных услуг в сфере образования в следующем году вырастет на 5,3 процента и составит почти 10,6 млрд рублей.

Капитальные вложения в объекты образования по объему немногим уступают здравоохранению и коммунальной инфраструктуре. В сумме капитальные вложения составят около 2 млрд рублей. Это традиционно три приоритета капитальных вложений, не считая строительства и реконструкции дорог за счет средств дорожного фонда.

В 2021 году будет завершено строительство двух детских садов в Калининграде по ул. 3-го Белорусского фронта и ул. героя России Мариенко. И начнем строительство еще семи детских садов, в том числе трех в Калининграде, по одному в Балтийске, поселке Чехово Багратионовского округа, поселке Васильково Гурьевского округа, поселке Добровольске Краснознаменского округа. На строительство детских садов в 2021 году в областном бюджете запланировано 1 млрд 568 млн рублей.

Продолжится строительство школ. В 2021 году после проведения процедуры отбора из федерального бюджета будут выделены средства на завершение строительства школы на ул. Рассветной в г. Калининграде. В рамках реализации Государственной программы «Создание новых мест в общеобразовательных организация до 2025 года» в 2021 будет начато строительство нового корпуса общеобразовательной школы № 50 по ул. Каштановая аллея в Калининграде с объемом финансирования 419 млн рублей. Эти планы мы обсуждали с вами в самом начале реализации нацпроектов.

В 2022-2023 годах будет построена начальная школа в поселке Пятидорожное Багратионовского городского округа с объемом финансирования за два года 273 млн рублей.

В 2021 году на приобретение оборудования в рамках шести региональных проектов будет направлено 394 млн рублей. Мы продолжим внедрять новые методы обучения и образовательных технологий. На создание 5 центров цифрового образования детей и детского технопарка «Кванториум» предусмотрено соответственно 293 и 15 млн рублей. Образовательные комплексы, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, предназначены для проведения занятий по нескольким научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям.

С 2020 года в областном бюджете планово предусматриваем расходы на ремонты муниципальных образовательных учреждений. На три года в областном бюджете предусмотрено около 900  млн рублей. Мы с вами при вашей поддержке начали эту программу в прошлом году, продолжили в нынешнем и просим вас поддержать проведение не только строительства, но и ремонтов действующих образовательных и дошкольных учреждений в ближайшую трехлетку.

С учетом решения о питании учащихся с 1 по 4 классы за счет средств региональных бюджетов соответствующая целевая статья с текущего года появилась в бюджете по госпрограмме «Развитие образования». На 2021 год предусмотрено 637 млн рублей, в том числе 377 млн рублей – за счет субсидий из федерального бюджета. Кроме того, на обеспечение бесплатным питанием 15 тысяч учащихся из малообеспеченных семей в 2021 году в рамках государственной программы «Социальная поддержка населения» запланировано 219 млн рублей. То есть совокупно на питание детей в школах направим 856 млн рублей.

Общий объем финансирования государственных программ «Развитие образования» и «Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с современными условиями обучения на период до 2025 года» в 2021 году составит 13,9 млрд рублей.

Последние два года мы существенно развивали и в определенной степени модернизировали систему социальных выплат, поддержку через этот инструмент малообеспеченных семей, стимулирования рождаемости и, наконец, выполнение обязательств государства в части решений, которые «пробуксовывали», имею ввиду предоставление земельных участков.

Сегодня важно сохранить как минимум на среднесрочную перспективу все виды поддержки семей с детьми, социальную поддержку ветеранов, обеспечив их финансирование в полном объеме.

За счет собственных средств объем соцвыплат и иных мер социальной поддержки в следующем году составит более 5 млрд рублей. С учетом федеральных средств это уже более 8 млрд рублей. Из них около 2 млрд рублей в год направляются семьям с детьми.

Теперь – про «детский бюджет». Мы всегда его выделяем по просьбе Марины Эдуардовны Оргеевой и других депутатов. С учетом всех видов помощи расходы на поддержку семей и детей  увеличатся в 2021 году на 1,3 млрд рублей. Мы тоже об этом с вами договаривались, что будем ежегодно увеличивать «детский бюджет». В целом он составит в 2021 году 16 млрд рублей.

За счет средств федерального бюджета в объеме 1,3 млрд рублей обеспечивается ежемесячная выплата при рождении первого ребенка. Данная выплата предоставляется до достижения ребенку 3-х лет.

За счет областного бюджета на выплаты материнского капитала,  основного и дополнительного, в 2021 году предусмотрено 236  млн  рублей ежегодно.

Будет продолжена поддержка женщин при рождении первого ребенка (региональный материнский капитал). На эти цели на 2021 год предусмотрено 90 млн рублей, с ростом в 2022-2023 годах до 135 млн рублей ежегодно. 

С текущего года мы ввели ежемесячную выплату на детей в возрасте от 3-х до 7 лет включительно. В 2021 году выплата предусмотрена более чем на 36 тысяч детей. За счет собственных средств на эти цели в 2021 году запланировано 563 млн рублей. Из федерального бюджета поступит еще около 1,9 млрд рублей. На иные пособия на ребенка выделено 127 млн рублей, из них 95 млн рублей – на поддержку детей-инвалидов.

Востребована введенная с прошлого года единовременная выплата многодетным семьям вместо предоставления земельного участка в размере 300 тысяч рублей. За время действия «земельных сертификатов» очередь на земельные участки сократилась почти на 1200 семей. Бюджетные ассигнования на следующие три года на эту выплату составят 348 млн рублей, по 116 млн рублей ежегодно. Этой мерой социальной поддержки в следующую трехлетку смогут воспользоваться 1160 семей. Мы видим определенное замедление: максимально, кто хотел, воспользовался этой мерой в 2019 году. Тем не менее, мы бюджетируем эти расходы для того, чтобы такая возможность у этих семей была. 

На приобретение квартир для детей-сирот на следующие три года  запланировано 730 млн рублей. Однако на выполнение этих обязательств   требуется значительно большие ресурсы. Мы в этом году, как и в прошлом, в процессе исполнения бюджета с учетом возможностей рынка жилья и использования плановых бюджетных ассигнований увеличиваем финансирование ещё на 30 млн рублей. Предлагаю ко второму чтению рассмотреть возможность скорректировать представленные в бюджете параметры на 2021 год как минимум с ориентиром на текущий год.

Задачи образования и социальной поддержки обеспечиваются в организации летнего отдыха и оздоровления детей. В следующем году расходы на детский отдых увеличатся до 287 млн рублей.

Впервые в бюджете предусмотрено 20 млн рублей на реконструкцию по схеме государственно-частного партнерства Детского оздоровительного лагеря на 200 мест на базе бывшего лагеря им. Ю. Смирнова. Хочу отметить, что в текущем году мы объединили три заброшенных детских лагеря в Светлогорске: лагеря им. Ю. Смирнова, Дзержинского, Зои и Шуры Космодемьянских. И тем самым сохранили их территории под проекты для развития именно детского отдыха. Потому что разные были планы на эти земли; они уже по состоянию на 2016 год был в аренде у строительных компаний. Тем не менее, мы смогли эти земли отстоять и наша задача – восстановить детские лагеря на этих территориях, и первый будет уже в следующем году.

Кроме того, в плановом периоде предусмотрено почти 1,5 млрд рублей на продолжение строительства коммунальной инфраструктуры под федеральный проект создания Детского круглогодичный спортивно-оздоровительного центра в поселке Филино на месте нашего Балтартека.

В проекте областного бюджета развитие получают также социальные услуги пожилым людям и инвалидам. Общий объем их финансирования, а также социальных выплат и мер социальной поддержки этих категорий граждан составит 2,8 млрд рублей, из них более 90 процентов обеспечено за счет собственных средств областного бюджета.

С 2020 года введена региональная социальная доплата к пенсии. За счет собственных средств областного бюджета в 2021 году предусмотрено 278 млн рублей, с учетом федеральных средств – более 1,2 млрд рублей. Доплату к пенсии в регионе получают более 42 тысяч пенсионеров. Однако поскольку данное расходное обязательство привязано к соотношению регионального прожиточного минимума и общероссийского, вероятно, что в 2021 году доплаты к пенсии будут осуществляться Пенсионным фондом. Соответствующие расчеты корректировались уже после внесения проекта бюджета в Калининградскую областную Думу.

Будет продолжаться расширение альтернативных способов отбора поставщиков услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в форме социального заказа. Доля услуг оказываемых СОНКО составит к 2023 году 10 процентов от общего объема услуг. Социальную помощь вне государственных учреждений  получат почти 3 тысячи человек. С 2021 года в рамках соглашения с Минфином России проводится пилотная апробация в регионе оказания услуг в сфере социального обслуживания на дому на основе сертификата. До конца текущего года предстоит завершить создание необходимой региональной нормативной правовой базы, включая порядок формирования заказа и введения сертификата. Привлечение негосударственных организаций станет дополнительным стимулом к повышению качества и доступности оказания социальных услуг.

Калининградская область в текущем году стала пилотным регионом по внедрению единых требований к организации деятельности органов службы занятости. По сути, полностью меняются принципы работы службы. От регистрации безработных и информирования о наличии вакансий к современным стандартам работы с заявителями и работодателями, проработке кейсов различных жизненных ситуаций граждан на базе ситуационного и информационного центров.

Со следующего года центрами будет оказываться помощь гражданам на основании социальных контрактов, предусматривающих комплексное финансирование профессионального обучения, мероприятий по организации предпринимательской деятельности и иных мер, направленных на выход из трудной жизненной ситуации. Бюджетные ассигнования на социальные контракты существенно увеличиваются. Вы помните, в прошлом году мы принимали с вами решение в два раза увеличить эти расходы. Цифры небольшие: в 2019 году это были 2,5 млн рублей, в этом году - 5 млн рублей, а в проекте на 2021 год - это 61 млн рублей. И ожидаем распределения софинансирования из федерального бюджета под эту новую форму поддержки в сумме около 204 млн рублей. Этот вопрос мы обсуждали с Министром труда и социальной защиты во время его визита в регион.

Предельный размер социального контракта увеличится со 100 до 250 тыс. рублей.

Учитывая ситуацию текущего года, расходы на реализацию мер по снижению безработицы и напряженности на рынке труда увеличены более чем в 2 раза и составят на 2021 год 1,3 млрд рублей, в том числе за счет средств областного бюджета – 133 млн рублей, за счет средств федерального бюджета – 1,2 млрд рублей.

И еще две, традиционно бюджетные отрасли, которые важны с точки зрения общественного развития и качества жизни, которым мы стараемся уделять большое внимание, и о которых нельзя не сказать, представляя проект бюджета, это культура и спорт.

Помимо нашей прямой ответственности за функционирование государственных учреждений, важными для развития культуры и физической культуры являются инфраструктура для занятий творчеством и спортом, финансирование мероприятий и их грантовая поддержка.

На финансирование государственной программы «Развитие культуры» в 2021 году предусмотрено 1 млрд 436 млн рублей. Почти половина финансирования – это поддержка учреждений культуры – более 900 млн рублей.

В значительной степени деятельность учреждений финансируется за счет внебюджетных средств. Вместе с тем 812 млн рублей предусмотрено в бюджете на обеспечение государственного задания, а также 44 млн рублей на ремонты и развитие материально-технической базы учреждений.

На мероприятия АНО «Фестивальная дирекция» в 2021 году направим 82 млн рублей. Запланировано ежегодное проведение таких знаковых мероприятий, как международный кинофестиваль «Балтийские дебюты», международный фестиваль искусств «Балтийские сезоны», международный музыкальный фестиваль «Калининград Сити Джаз», фестиваль «Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе», Российский фестиваль короткометражного кино «Короче», фестиваль «Край света», а также государственных праздников и региональных мероприятий.

Муниципальные учреждения культуры также получат поддержку на развитие их материально-технической базы. В следующие три года на их ремонт и оснащение предусмотрено 467 млн рублей, из них на 2021 год – 130 млн рублей. Планируется отремонтировать детские школы искусств и дома культуры в 6 муниципальных образованиях, приобрести музыкальные инструменты, провести техническое оснащение детских и кукольных театров.

В рамках программы предусматриваем и капитальные вложения. В частности, 202 млн рублей – на строительство 4-х культурно-досуговых центров: в 2021 году – в пос. Яснополянка Славского городского округа и в пос. Медовое Багратионовского городского округа, в 2022 году – в пос. Краснофлотское Зеленоградского городского округа и в Багратионовске.

Разработка проектно-сметной документации на реконструкцию под современное использование бывшего здания ДКМ и башни «Врангель» в 2021 году будет профинансирована в объеме 41 млн рублей. Также предлагаю приступить к реконструкции здания «Янтарной мануфактуры», проектно-сметная документация на это здание уже разработана, необходимо ко второму чтению предусмотреть на 2021 год 70 млн рублей и реализовать проект за два года. Это тоже часть нашего большого проекта «Музейный квартал».

В следующем году будет начато строительство пешеходного моста через реку Новая Преголя в районе ул. В. Гюго в Калининграде, общий объем финансирования – мы также помогаем городу - за счет средств областного бюджета 2021 года – 89 млн рублей.

На сохранение объектов культурного наследия в 2021 году предусмотрено 133 млн рублей, которые на 91 процент покрываются за счет собственных средств областного бюджета. Завершим ремонт кирхи в Славске, ремонт кровли и фасада здания по ул. Тюленина 17-19, ремонт Дома актеров, а также проекты зоны охраны объектов культурного наследия и, конечно, работы по обустройству воинских захоронений.

Общий объем средств на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» в 2021 году составит 1 млрд 460 млн рублей.

Финансирование государственных учреждений спорта, проведение спортивных мероприятий и участие в соревнованиях калининградских спортсменов – это постоянные расходы областного бюджета, которые в 2021 году предусмотрены в объеме 450 млн рублей. Запланированы также средства на ремонты и развитие материально-технической базы государственных учреждений в объеме 94 млн рублей.

Мы активно интегрируем спортивные объекты в городскую среду.

На 2021 год запланировано:

- в Советске – капитальный ремонт скейт-площадки и устройство спортивной площадки, аналогичной той, что на улице Судостроительной в Калининграде, обустройство и реконструкция спортивных объектов в Гурьевске, Краснознаменске и Мамоново с общим объемом финансирования 65 млн рублей;

- а также на продолжение обустройства площадок для занятий воркаутом направим ещё 4 млн рублей.

В 2021 году будет продолжено благоустройство территории спортивно-ландшафтного парка на стадионе «Балтика» в Калининграде. Вокруг стадиона появятся беговые дорожки, территория станет полноценным спортивным парком с футбольными полями и зонами отдыха. На эти цели из областного бюджета предусмотрено почти 18 млн рублей.

В проекте бюджета предусмотрены капитальные вложения в шесть объектов спорта. В 2021 году будет начато строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом и плавательным бассейном в Правдинске. Объем финансирования – 279 млн рублей. Еще два ФОКа в 2021 году будет построено в п. Озерки и п. Знаменске Гвардейского городского округа, общий объем финансирования – 120 млн рублей. На 2022 год мы сразу предусматриваем в бюджете на реконструкцию стадиона «Красная звезда» в Советске в объеме 154 млн рублей и разработку ПСД на ледовый комплекс в Гурьевске с началом строительства в 2023 году и общим объемом капитальных вложений 270 млн рублей.

Предусмотрена поддержка команд, участвующих в общероссийских первенствах: футбольного клуба  «Балтика» и молодежной волейбольной команды «Локомотив».

Важная составляющая социальной политики и привлечения кадров в бюджетную сферу – это меры, направленные на повышение доступности жилья. На жилищные программы поддержки молодых семей, специалистов здравоохранения, образования и других отраслей, обманутых дольщиков в бюджете на 2021 год предусмотрено 336 млн рублей.

За последние 4 года в рамках федеральной программы поддержки ипотеки для молодых семей социальную выплату на улучшение жилищных условий получили 550 семей. На эти цели за счет средств бюджетов всех уровней было направлено 383 млн рублей. На 2021 год в областном бюджете предусмотрено 70 млн рублей, а с учетом средств местных бюджетов – 93 млн рублей. Выплаты на первоначальный взнос получат не менее 120 молодых семей. Могу сказать ,что это немного, потому что очередь достаточно большая. Особенно это касается города Калининграда, но я надеюсь, что и у города появятся возможности дополнительно софинансировать  эти расходы. Региональный бюджет будет готов, в том числе, из Резервного фонда, если будет необходимо, выделять средства на софинансирование этих направлений

Для улучшения демографической ситуации и стимулирования рождаемости реализуется областная программа финансовой поддержки семей, взявших ипотечный жилищный кредит при рождении ребенка в 2018-2019 годах. Семьям компенсируется часть процентов по кредиту до достижения ребенком трехлетнего возраста. Поддержку получают 300 семей с объемом финансирования в 2021 году 35 млн рублей. Действие программы рассчитано до 2022 года.

На субсидирование первоначального ипотечного взноса врачам, учителям предусмотрено по 20 млн рублей ежегодно. С 2017 года мы реализуем эту программу, поддержку получили 167 молодых специалистов, в том числе 46 – в текущем году.

Будет продолжено переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В проекте бюджета на 2021 год предусмотрено 136 млн рублей с учетом средств корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» в объеме 130 млн рублей. В области насчитывалось 318 аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 1 января 2012 года, в которых проживали более 5 тысяч человек. В 2019-2020 годах из аварийного жилого фонда расселены 546 жителей из 41 дома. В 2021-2022 годах планируем расселить 624 человека из 23 аварийных домов, но ожидаем, что на указанный период корпорация дополнительно выделит области 276 млн рублей, и мы сможем обеспечить расселение еще 36 аварийных домов.

На 1 января 2018 года в регионе было 33 проблемных дома и 1 тысяча 139 пострадавших граждан. За два года мы ввели в эксплуатацию два многоквартирных дома в Калининграде и Гурьевске на 299 квартир. Еще 3 дома введено в эксплуатацию в 2020 году, в том числе 96-квартирный дом по ул. А. Невского в Калининграде (застройщик «Регион-Сервис»), 77-квартирный дом в Зеленоградске («Мед-Вест») и 9-квартирный дом в Светлогорске. В настоящее время Правительство области работает с 30 проблемными домами таких застройщиков, как «Вивагс», «Ганза-Сервис», «Альфастрой» и других, с более чем одной тысячей дольщиков. Проблема решается через программы Фонда жилищного и социального строительства с бюджетным финансированием в объеме 450 млн рублей в 2019-2021 годах и механизмы, которые реализует Корпорация «Дом.РФ», с региональным взносом на 2021 год в объеме 62 млн рублей.  Я хочу обратить внимание, что не все дома уходят у нас из реестра, хотя обманутые дольщики получают  выплаты. Мы этот вопрос поднимали у Марата  Шакирзяновича Хуснуллина на совещании. Надеемся, что этот вопрос найдет свое урегулирование и мы сможем формально хотя бы убрать эти дома из списка проблемных. Хотя люди, повторюсь, деньги свои получили.

Следующее приоритетное направление развития региона – благоустройство и улучшение городской среды, поскольку благоустроенные общественные территории и капитально отремонтированные многоквартирные дома являются неотъемлемой составляющей высокого качества жизни. На эти цели в 2021 году направим почти 805 млн рублей.

На проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2021 году сверх базы предусмотрено свыше 500 млн рублей. В приоритетах продолжение капитального ремонта многоквартирных домов в районе Музейного квартала в Калининграде (176,4 млн рублей), а также в городах Советске (110 млн рублей) и Черняховске (97,1 млн. рублей), и, конечно, в поселке  Железнодорожном Правдинского городского округа. Общий объем финансирования проекта капитального ремонта многоквартирных домов, комплексного благоустройства дворовых, общественных территорий и   развития рекреационных зон поселка на 2021 год составит 171 млн рублей.

На реализацию концепций благоустройства общественных территорий Калининградской области в 2021 году направим более 247 млн рублей. Это достаточно серьезная нагрузка для регионального бюджета,  поэтому, честно говоря, не за все проекты мы активно «болеем», потому что они достаточно ёмкие в плане финансов. Но тем не менее, у нас выиграл (Всероссийский конкурс «Малые города») Светлогорск, снова выиграл Гусев. Завершим благоустройство   парка и территории замка Рагнит в Неманском городском округе. С 2018 года – начала участия в конкурсе регион – получил финансовую помощь из федерального бюджета в объеме 635 млн рублей.

В рамках программы конкретных дел предусмотрено 325 млн рублей на муниципальные проекты по благоустройству населенных пунктов, в том числе в 2021 году особое внимание уделим помимо Правдинского также Гвардейскому и Зеленоградскому городским округам. Остальные муниципалитеты получат финансовую поддержку из областного бюджета, в рамках которой будут комплексно решены проблемы благоустройства и качества жизни населения.

С 2018 года около половины средств ПКД направляется на повышение качества водопроводной воды. В текущем году были начаты работы по ремонту сетей водоснабжения практически во всех муниципальных образованиях. В 2021 году эти работы будут продолжены.

Обеспечение качественной питьевой водой жителей области – одна из важнейших задач на ближайшие годы. В рамках регионального проекта «Чистая вода» национального проекта «Экология» в 2021 году планируем завершить реконструкцию сетей водоснабжения в пос. Нивенское. На самом деле работы практически завершены. Я надеюсь, мы в январе – не позднее февраля запустим этот проект, и весь поселок получит хорошую качественную воду. Это и станция водоподготовки, и новые скважины.

Также мы планируем начать в начале следующего года реконструкцию объектов водоснабжения в пос. Васильково Гурьевского городского округа. Реконструкция артезианских скважин обеспечит чистой питьевой водой более 22 тысяч человек. Всего на строительство указанных объектов предусмотрено 865 млн рублей.

Кроме того, в 2023 году в поселке Янтарном будет построена станция водоподготовки. Предусматриваем в проекте на эти цели 76,4 млн рублей. Ещё раз обращаю внимание коллег на то, что мы до сих пор ждём проектно-сметную документацию по Янтарному. Деньги, тем не менее, региональный бюджет на строительство этого объекта закладывает. Если ПСД будет готово раньше, то мы также готовы рассмотреть вопрос и сдвинуть этот проект  на более ранний срок и профинансировать его опережающими темпами.

В 2021 году и плановом периоде будет обеспечена дальнейшая газификация региона. На строительство газопроводов в 5 городских округах в предстоящие три года направим более 920 млн рублей. Природным газом будут обеспечены 3 тысячи 791 домовладение или 15,6 тысяч человек в Нестеровском, Гурьевском, Правдинском, Черняховском и Озерском городских округах.

Вопрос газификации Балтийского городского округа будет решен после ввода в эксплуатацию отвода к Светловскому городскому округу и газораспределительной станции в районе поселка Черепаново, на который в 2021 году предусмотрено 243 млн рублей. При этом сама по себе достройка газопровода тариф на тепло не понизит, поэтому мы предусмотрели средства на 2021-2022 годы в объеме 289 млн рублей для перевода на природный газ трех котельных в Балтийске. В следующем году мы должны закончить проектирование этих объектов и в 2022-м – реализовать. В результате тарифы на тепло в Балтийске значительно снизятся. И, я надеюсь, получит развитие стратегия строительства, в том числе, жилищного и не только в городе.

В сфере развития коммунальной инфраструктуры не меньшее внимание уделяется очистке сточных вод.

На реконструкцию очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод в пос. Васильково Гурьевского городского округа в 2021 году будет выделено 309 млн рублей производительностью 3 тысячи м3 в сутки. Я уже сказал про воду: с одной стороны - водоснабжение, а с другой стороны – очистные. Вы все знаете проблему Гагаринского ручья, проблему Ялтинского пруда, собственно, эта проблема берёт свой исток, если можно так сказать, в очистных сооружениях Гурьевска и Васильково.

Продолжим строительство участка объединенной канализационной сети в Черняховске и реконструкцию общегородской сети в Гусеве. Предусмотрели на эти цели 47,3 млн рублей.

В сфере охраны окружающей среды первоочередная задача на ближайшие годы – реализация пилотного проекта по внедрению элементов раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа «Город Калининград», на обслуживание площадок для раздельного сбора направим 21 млн рублей.

На разработку ПСД, рекультивацию городских свалок и консервацию полигонов ТКО в пос. Корнево Багратионовского городского округа, в пос. Круглово Зеленоградского городского округа запланировано 19 млн рублей.

Вторая актуальная задача, которую планируется решить – это восстановление и экологическая реабилитация водных объектов до состояния экологически благоприятного для жизни населения. На развитие водохозяйственного комплекса Калининградской области и определения границ зон затопления, подтопления в муниципальных образованиях будет направлено в 2021 году 95 млн рублей. В рамках реализации национального проекта «Экология» будут расчищены русла рек Инструч и Прохладная Калининградской области.

Также в рамках национального проекта 14 млн рублей предусмотрено на увеличение площади восстановления лесных насаждений,                  оснащение противопожарной службы области лесопожарной техникой и оборудованием.

В 2021 году развитие общественной инфраструктуры продолжим в части активного дорожного строительства.

На реконструкцию Северного обхода города Калининграда от транспортной развязки на Зеленоградск до транспортной развязки на Балтийск предусмотрено 3 млрд 566 млн рублей.

На 2021 год запланирована реконструкция автомобильных дорог «Жилино-Ульяново» в Неманском городском округе и «Сосновка-Куршская коса» с общим объемом финансирования 346 млн рублей.

В рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» 2,8 млрд рублей будет направлено на приведение автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в нормативное состояние. В том числе свыше 2 млрд рублей будет направлено на ремонт региональных дорог Гусев-Советск, Калининград-Полесск, Большаково-Черняховск, Низовка-Каштановка и других. Всего будет отремонтировано более 10 дорог.

В 2021 году в рамках национального проекта на обновление дорог местного значения предусматриваем 412 млн рублей - у нас следующий год будет таким годом Балтрайона или Московского района областного центра: заканчиваем улицу Гюго, работаем на улицах Транспортная, Судостроительная, Павлика Морозова, Автомобильная в Калининграде, а также улице Советская в Янтарном и Серебровская в Балтийске. Улицы Советская и Серебровская нужно заканчивать как можно быстрее: Серебровская – это огромный поток людей, которые работают на 33-м СРЗ, а Советская в Янтарном – это главная дорога, главная трасса. Мы её начали в этом году уже после туристического сезона и до начала следующего надо постараться её закончить.

Город Калининград в следующие три года получит также существенный объем поддержки на строительство и ремонт дорог за счет собственных средств областного бюджета. Совокупно 1 млрд 850 млн рублей. В том числе на строительство и реконструкцию дорожного полотна шести улиц Калининграда: Карташева, Катина, Генерала Лучинского, Тихоокеанской, Рассветной, Советского проспекта от ул. Маршала Борзова до ул. Габайдулина.

Завершена разработка проекта строительства нового автомобильного моста в Калининграде рядом с двухъярусным мостом стоимостью                          более 11 млрд рублей. Финансирование планируется осуществлять за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Продолжить активное дорожное строительство и ремонт в последующие годы сможем при наличии подготовленной проектно-сметной документации. Поэтому на ее разработку при формировании расходов дорожного фонда на три года предусмотрено почти 700 млн рублей. Основные приоритеты развития дорожной инфраструктуры – реализация проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», реконструкция мостов, продолжение строительства Приморского кольца и Северного обхода.

На компенсацию выпадающих доходов железнодорожных перевозок пригородного сообщения в 2021 году будет направлено 312 млн рублей.                   В 2021 году планируется перевезти более 4 млн человек. Еще 12 млн рублей выделяем на обеспечение льготного проезда школьников и студентов железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В 2021 году будет создан Центр управления интеллектуальной транспортной системой Калининградской области. На эти цели предусмотрено 65 млн рублей, из них 50 млн рублей – на создание региональной системы электронной оплаты проезда на межмуниципальных маршрутах автобусных перевозок. Мы с вами видим, что, конечно, не без периодических сбоев, но в целом, хорошо себя зарекомендовала эта система в городе Калининграде  и нам нужно делать следующий шаг, распространяя этот опыт и возможности безналичной оплаты и единого билета на всей территории региона. В следующем году, благодаря этим расходам, мы сможем это сделать. 

Внедрение этой системы позволит управлять тарифными планами и предоставлять точечные льготы. Во время визита на Виштынец, когда у нас был Балтийский артек, практически каждый второй вопрос от молодежи – они в основном представляли восток региона, был относительно льгот для проезда  в общественном транспорте. Потому что в разных городах они живут и учатся, не все живут в общежитиях, нужно добираться до дома и это существенно давит на молодых людей в части их расходов. Поэтому мы предусмотрели соответствующее финансирование. Интеллектуальную систему с начала года будем разрабатывать и внедрять  и уже с сентября у нас будет возможность предоставлять по этой интеллектуальной системе скидки для школьников и для студентов. Школьники, условно приезжающие из Гурьевска в Калининград,  они тоже смогут пользоваться льготами, потому что система будет единой на весь регион. 35 млн на следующий год с сентября и 80 млн – на 2022-й.

Также планируем поддержать городской округ «Город Калининград» в обновлении автобусного парка. Средства областного бюджета на 2021 год составят 100 млн рублей с учетом того, что не менее такой же суммы будет выделено городом. Мы с Еленой Ивановной Дятловой этот вопрос обсудили – они планируют эти средства предусмотреть. Планируем массово закупать новые автобусы.

В следующем году продолжим субсидирование межрегионального воздушного сообщения в объеме финансирования из областного бюджета почти 43 млн рублей по направлениям Псков, Новосибирск, Челябинск. Это важно и для жителей области, и для развития туризма.

Несколько слов про экономику.

Для долгосрочной устойчивости бюджета, обеспечения социального благополучия и стабильности необходима надежная экономическая база. И это третий основной приоритет бюджетных расходов.

Основными составляющими этого приоритета являются поддержка сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса в общем объеме                       почти 3 млрд рублей, предпринимательства и промышленного производства –почти 1 млрд рублей, а также туризма с финансированием только за счет соответствующей государственной программы около 600 млн рублей. Таким образом, в бюджете предусмотрено рекордное за последние годы финансирование поддержки бизнеса и мер, направленных на развитие региональной экономики.

На субсидирование сельхозпроизводителей предусмотрено в 2021 году 1 млрд 880 млн рублей. 

Основные формы и направления их поддержки:

- кредитование, включая субсидирование процентной ставки для сельхозтоваропроизводителей;

- развитие животноводства, включая содержание племенного маточного поголовья, приобретение молодняка, развитие;

- поддержка растениеводства;

- развитие мелиоративной системы региона, включая защиту земель от затопления и подтопления, восстановление и повышение плодородия почв.

Развитие малых форм хозяйства будет профинансировано в объеме 256 млн рублей. На реализацию проектов сельхозтоваропроизводителей будут предоставлены гранты «Агростартап».

Второй год в области реализуем программу «Комплексное развитие сельских территорий». Эти мероприятия по благоустройству сельских территорий, проекты комплексного развития поселков, строительство газопроводов к жилым домам, реконструкция водоснабжения и водоотведения, обустройство в поселках площадок под ИЖД, улучшение жилищных условий сельских жителей. На 2021 год на эти цели будет направлено 665 млн рублей. Я хочу, пользуясь случаем,  обратить на эту программу ваше внимание. Очень хорошо (в ней) Гусев себя продемонстрировал: Александр Александрович Китаев – единственный из глав, который так быстро сориентировался и в Калининском рядом с Гусевым они реализуют очень хороший проект: и канализация, и газификация, и ремонт Дома культуры, ремонт ФАПа, школы. Действительно это одномоментное большое вложение, которое  существенно меняет качество жизни наших сельских жителей. Я об этом не сказал, когда говорил про школы, но есть, например, замечательная школа в Междуречье, к которой бы мы никогда не подошли в плане какого-то нового строительства. Благодаря этой программе устойчивого развития сельских территорий в следующем году мы построим там  новый корпус. По сути, построим новую школу.

На развитие рыбохозяйственного комплекса в 2021 году будет направлено 73 млн рублей: на обновление и модернизацию основных производственных фондов, на строительство и перевооружение судов рыбопромыслового флота.

На поддержку малого и среднего предпринимательства в 2021 году будет выделено 962 млн рублей, в том числе 709 млн рублей – за счет средств областного бюджета. Будет обеспечиваться доступность льготного кредитования для бизнеса в целях сохранения рабочих мест и улучшения инвестиционного климата в регионе, оказана поддержка кластерного развития и экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Продолжим создавать условия для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность и развитие центров молодежного инновационного творчества.

Льготное заемное финансирование на 2021 год предусматриваем:

- 180 млн рублей – это программа «Восток»;

- 200 млн рублей – на проекты по производству новой конкурентоспособной и высокотехнологичной промышленной продукции с импортозамещающим и экспортным потенциалом;

- и 50 млн рублей – на вовлечение объектов культурного наследия, исторических зданий и сооружений в экономический оборот. Мы понимаем, что это только начало, на проектирование. Дальше – более миллиарда планируем направить по итогам уже отбора.

Общий объем поддержки в форме займов по этим трем направлениям составит 430 млн рублей.

В Калининградской области группой компаний «Хевел» обеспечивается создание современного инновационного промышленного комплекса высокотехнологичной продукции и оборудования для солнечной генерации. С 2020 по 2022 годы, на этапе создания производства кремниевых пластин, фотоэлектрических преобразователей и модулей, инвестиционные вложения составят около 20 млрд рублей и не менее 1 тысячи новых высокопроизводительных рабочих мест. С 2023 по 2025 годы будут созданы передовой научно-технический центр и сопутствующие производства. Вся продукция предприятия рассчитана на экспорт. Производство планируется развернуть на территориях индустриальных парков «Храброво» (фотоэлектрических преобразователей) и «Черняховск» (там будут производиться кремниевые пластины).

В предстоящей трехлетке планируем завершить создание инженерной инфраструктуры промышленных площадок «Храброво» и «Черняховск». За три года на эти цели будет выделено почти 1,5 млрд рублей. Я хочу сразу оговориться: я каждый год говорю про завершение инфраструктуры этих индустриальных парков. Объективно говоря, инфраструктура в «Храброво» завершена, вы видите начавшиеся стройки в этом индустриальном парке. Вчера у меня был большой выезд на восток, я посетил новый водозабор в Черняховске. Он тоже будет завершен в ближайший месяц. То есть, инфраструктура в обоих этих парках  завершена. Но объем проекта Группы компаний «Хевел» настолько большой, что им нужны дополнительные мощности, например, по воде. Поэтому мы закладываем в бюджете новые механизмы, инструмент, который будет компенсировать затраты на создание дополнительной инженерной инфраструктуры в этих парках для такого беспрецедентно большого проекта на территории  нашего региона. Это, собственно, 1,5 млрд рублей за ближайшую трехлетку.

В рамках государственной программы «Туризм» предусмотрены капитальные вложения на строительство велодорожек на Куршской косе и вдоль побережья в объеме 215 млн рублей.

Поддержка местных бюджетов в среднесрочном периоде в значительной степени будет обеспечена за счет укрепления доходной базы и повышения их финансовой самостоятельности. Однако и объем финансовой помощи местным бюджетам мы продолжаем сохранять на высоком уровне.

Более 7,8 млрд рублей муниципальные образования получат на вопросы местного значения, в том числе капитальные вложения в объекты муниципальной собственности – 4,1 млрд рублей, на объекты и мероприятия социальной сферы – почти 1 млрд рублей, на ремонт дорог и развитие      транспорта – почти 700 млн рублей, на жилье, благоустройство и коммунальную сферу – 1,8 млрд рублей, в том числе 300 млн рублей – на субсидирование теплоснабжения.

На выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в 2021 году будет направлено 1,5 млрд рублей. Кроме того, 160 млн рублей будет выделено на предоставление дотаций по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иных дотаций.

Очевидно, исходя из практики прошлых лет, финансовая помощь местным бюджетам будет еще наращиваться.

Уважаемые коллеги!

Проектом бюджета предусмотрено финансирование 22 государственных программ и 38 региональных проектов. Это оказание свыше 460 бюджетных услуг, более 70 различных мер социальной поддержки, создание 93 новых инфраструктурных объектов. Меры социальной поддержки получит каждый третий житель области. Общая поддержка общественной инфраструктуры составит более 16 миллиардов рублей.

Областной бюджет на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в полной мере отвечает текущим вызовам, сбалансирован и учитывает наши действующие обязательства, национальные цели, обозначенные Президентом Российской Федерации, а также меры по обеспечению стабильного роста и развития.

Прошу вас поддержать областной бюджет в первом чтении в представленных параметрах.

Презентация областного бюджета


Возврат к списку