Исполнение Указов Президента РФ от 7 мая 2012г.
О ходе исполнения плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
Приказом Министерства образования Калининградской области утвержден от 08.05.2014 года № 435/1 утвержден План мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», в котором содержится график согласования между Министерством образования области и муниципальными образованиями муниципальных Планов мероприятий «дорожных карт», формы отчетности и сроки отчетности по реализации Плана мероприятий («Дорожной карты»).
На слайде видно, что не все муниципальные образования согласовали и приняли нормативно-правовой акт, обеспечивающий реализацию дорожной карты.
На слайде представлены основные показатели региональной «дорожной карты» в разрезе уровней образования.
Особое внимание на такие показатели как:
соотношение численности обучающихся в расчете на одного педагогического работника;
на охват обучающихся образовательными программами;
на аттестацию педагогических работников на 1 и высшую категории.
Приказом Министерства образования Калининградской области утвержден от 08.05.2014 года № 435/1 утвержден План мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», в котором содержится график согласования между Министерством образования области и муниципальными образованиями муниципальных Планов мероприятий «дорожных карт», формы отчетности и сроки отчетности по реализации Плана мероприятий («Дорожной карты»).
На слайде видно, что не все муниципальные образования согласовали и приняли нормативно-правовой акт, обеспечивающий реализацию дорожной карты.
И на показатели по заключению эффективных контрактов с руководителями и работниками образовательных организаций. На слайде видно, что по дошкольному образованию 100% заключение контрактов с руководителями образовательных организаций должно быть осуществлено до 2018 года. С педагогическими сотрудниками заключение контрактов должно быть закончено к 2016 году, с остальными работниками дошкольных организаций заключения эффективных контрактов должно быть осуществлено в период 2017-2018 года.
В общем образовании представлена линейка заключения эффективных контрактов с 2013-2018 годы. Заключение контрактов с педагогическими и прочими работниками будет осуществлено в период с 2014 по 2018 год.
В дополнительном образовании детей заключение эффективных контрактов планируется так: с руководителями – 2016-2018 года;
с педагогическими работниками - 2014-2016 года; с прочими работниками - 2017-2018 года. Обращаю Внимание глав муниципальных образований, являющихся учредителями образовательных организаций, что к 1 сентября т.г. в каждом муниципальном образовании должен быть отдельный план по переводу на эффективный контракт в разрезе видов образовательных организаций, руководителей, педагогических и других работников организаций с показателями долей по годам, начиная с 1 сентября 2014 года. Рекомендации по переводу работников на эффективные контракты были нами разработаны и направлены в муниципальные образования еще в 2013 году. Работа должна быть активизирована в связи с тем, что сейчас заканчивается очередной учебный год и начинается процесс распределения нагрузки и прочих мероприятий.
Основное направление Указа №599 – обеспечение 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет к 2016 году.
В 2014 году в сфере дошкольного образования продолжается работа по реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина № 599 от 7 мая 2012 года в части достижения к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. По состоянию на 1 июня 2014 года детей в возрасте от 3 до 7 лет зарегистрировано 3865 человек. В 2014 году планируется ввести 3763 места.
Кроме этого, в муниципальных образованиях Калининградской области продолжается работа по введению новых мест в дошкольных учреждениях. Всего за январь-май 2014 года введено 1182 новых мест (31% от взятых на себя обязательств), в том числе сданы в эксплуатацию детский сад на 150 мест в городе Светлогорске, детский сад на 150 мест в г. Пионерский, детский сад на 397 мест в Северном жилом районе г. Калининграда. Закончена реконструкция детского сада «Березка» в г. Гурьевске на 150 мест.
В соответствии с Планом мероприятий («Дорожной картой») «Изменение в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» в 2014 году запланировано создать 3763 место в системе дошкольного образования Калининградской области. Ввод новых мест планируется за счет использования внутренних резервов, действующих в ДОУ – 411 мест в 96 ДОУ (11 %), реконструкции зданий ДОУ – 670 мест в 4 зданиях (18 %), строительства новых ДОУ – 2544 места в 10 ДОУ (из них 3 уже открыты) (68 %), увеличения числа мест в группах КП – 95 мест (2 %), расширения альтернативных форм - 43 места (1 %).
На данном слайде, вы видите в каких муниципальных образованиях планируется ввод новых дошкольных мест.
Для создания условий, соответствующих реализации новых федеральных государственных стандартов в системе образования региона, повышения качества образования ведется строительство и реконструкция объектов образования.
На слайде представлены объекты строительства и реконструкции 2014 года в разрезе муниципальных образований.
Основные проблемы реализации мероприятий:
ГО «Город Калининград»:
не решен вопрос с постоянной точкой подключения к электроснабжению детского сада по ул. Алданская;
не решен вопрос с постоянной точкой подключения к электроснабжению детского сада по ул. Беланова;
не получены положительные заключения государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости по вновь начинаемым в 2014 году 3 детским садам по ул. Левитана, ул. Аксакова, ул. Октябрьская.
МО «Полесский муниципальный район»:
Не завершено строительство блока «В» строящейся школы, не завершена разработка смет на неучтенные в проекте работы (слаботочные сети, автоматизация), не решен вопрос о строительстве (реконструкции) стадиона, не соблюден график приемки помещений (по графику 02.06.2014 г. приемка блока «Д», 09.06.2014 г. приемка блока «А»).
МО «Краснознаменский район»:
Сметы на выполнение дополнительных работ и закупку оборудования не разработаны и не сданы в ГАУ КО «РЦЦС».
МО «Светлогорский район»:
Постоянно переносится срок завершения реконструкции ДШИ, имеется отставание от графика, но претензионно-исковая работа с подрядчиком не ведется.
МО «Правдинский район»:
Строительство пристройки к МОУ СОШ – недостаток рабочих на объекте, соответственно, низкий темп выполнения работ;
реконструкция здания интерната под детский сад – не объявлены торги на установку теневых навесов, не представлены документы в ГАСН.
МО «Балтийский муниципальный район»:
Строительство детского сада на ул. Сенявина - очень мало рабочих на объекте, низкий темп выполнения работ;
Реконструкция детского сада № 6 – не решен вопрос с выделением 24,8 млн. рублей на завершение реконструкции.
МО «Озерский район»:
Низкий темп выполнения работ.
В целях апробации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования Министерством образования Калининградской области определены 10 муниципальных образований, в которых 32 дошкольных учреждения реализуют внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В 2014 году 7338 детей начали осваивать программы дошкольного образования в соответствии с новыми стандартами. В рамках стандартов планируется изменение организации учебного процесса, изменение учебных программ, изменение образовательной среды, которые повлияют на требования к повышению квалификации педагогических работников и руководителей дошкольных учреждений. В связи с этим, большая работа запланирована по переобучению педагогических и административных работников этих организаций. С 2014 года началась поэтапная работа по повышению квалификации всех педагогических работников ДОУ в соответствии с ФГОС, которая будет реализована в течение трех лет. В первую очередь переобучение проходят руководители дошкольных организаций. Обучение будет осуществляться совместно с Московским педагогическим государственным университетом, большая часть обучения будет реализована в форме стажировок.
Кроме того, наблюдается увеличение конкурса на педагогические специальности в Балтийском Федеральном университете им. И. Канта. В 2013 году конкурс на педагогические специальности доходил до 14 человек на место. И с целью повышения качества подготовки специалистов на базе педагогического колледжа создается региональный педагогический институт. Первый набор на его специальности будет осуществлен уже в 2014 году - 100 человек.
Внедрена система электронной очереди (учета) детей на получение места в дошкольной образовательной организации на региональном уровне.
Мероприятия по введению новых объектов образования для нас еще важны и тем, что Указом Президента Российской Федерации от 02.05.2014 г. №294 внесены изменения в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. По сфере образования введен новый показатель «доля обучающихся в одну смену». На слайде выделены муниципальные образования, в которых доля обучающихся в одну смену сегодня ниже 100%. Предстоит еще раз пересмотреть все планы образовательных организаций по рациональному использованию помещений для увеличения доли обучающихся, занимающихся в одну смену. К 2018 году необходимо обеспечить рост этого показателя.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 599 еще один важный показатель - к 2020 году охват детей в возрасте 5-18 лет дополнительным образованием должен составить не менее 70-75 %. В связи с этим, в 2014 году в соответствии с «дорожной картой» внедряются:
муниципальные программы развития дополнительного образования детей, организационно-экономические механизмы доступности образования детей, использование ресурсов негосударственного сектора, систему оценки качества в дополнительном образовании детей, эффективный контракт с педагогами и руководителями, мониторинг качества дополнительного образования детей в ДОУ.
В целях анализа динамики изменений, происходящих в образовательных организациях дополнительного образования, осуществляется ежемесячный мониторинг результативности показателей (эффективный контракт, повышение квалификации, совершенствование нормативно-правовой базы, охват программами дополнительного образования).
По состоянию на 01 июня 2014 года доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования составила 61,5% - это более 79,0 тысяч человек.
За счет открытия кружков, секций и студий по новым направлениям в организациях дополнительного образования в период с 01 сентября по 01 октября нового 2014-2015 учебного года, а также внесения изменений в муниципальные задания в части увеличения численности получателей образовательных услуг, планируется увеличить долю охвата детей программами дополнительного образования на 1,5%.
Данные мероприятия позволят достигнуть заявленного в дорожной карте показателя в 63% в части охвата детей программами дополнительного образования, что составит 81,0 тысячу детей, в том числе 76,0 тысяч детей будут получать данную образовательную услугу на бесплатной основе.
На слайдах представлены данные по охвату детей программами дополнительного образования в разрезе муниципальных образований. Вместе с тем, ситуация с охватом детей программами дополнительного образования в разрезе муниципалитетов различается. Так в Багратионовском, Краснознаменском, Ладушкинском, Зеленоградском районах - она ниже 40,0 %.
Ряд муниципалитетов более успешно справляется с выполнением данного показателя например, Балтийск, Гвардейск, Калининград, Мамоново, Пионерский, Светлый, Светлогорск и Советск.
По итогам первого полугодия в рамках исполнения целевых программ Калининградской области проведены конкурсные отборы муниципальных образований и образовательных организаций по распространению инновационных моделей развития техносферы, направленных на развитие научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Победители представлены на слайде.
Муниципальные образования – победители получат финансовую поддержку в объеме 1,0 млн. рублей каждый из средств областного бюджета на реализацию представленных проектов., образовательные организации- победители по 500,0 тыс. рублей.
Средства областного бюджета направляются на приобретение оборудования, программного обеспечения, мебели и расходных материалов, повышение квалификации специалистов. Муниципальное образование в свою очередь, предоставляет помещение, производит необходимый ремонт, подбирает квалифицированные педагогические кадры.
Таким образом, до конца года в области будет функционировать 6 инновационных учреждения дополнительного образования (Гурьевск, Балтийск, Советск, Калининград, Гусев, Гвардейск).
Важным элементом повышения мотивации к научно-технической и исследовательской деятельности является ежегодное проведение областной выставки научно-технического творчества детей и молодежи.
Выставка «НТТМ» проводилась в трех возрастных группах учащиеся 1-4 классов, 5-8 классов, 9-11 классов по следующим номинациям: «Лучший проект по техническому творчеству» и «Лучший научно-исследовательский проект». Участие в ней приняли более 200 юных техников и исследователей представили работы на II областной выставке НТТМ.
В 2014 году калининградские школьники победители региональной выставки успешно участвовали в конкурсах и турнирах по технической творчеству, вошли в сборную команду России по робототехнике и завоевали приз «За лучшее конструктивное исполнение робота» (VI Всероссийский робототехнический фестиваль «РобоФест-2014» г. Москва). На 01 июня 2014 года техническим творчеством занимается 3,9 % детей, охваченных программами дополнительного образования, до конца 2014 года планируется довести этот показатель до 6,0 % за счет создания новых ресурсных центров технического творчества (г. Гусев, г. Гвардейск).
До конца 2018 года техническим творчеством планируется охватить не менее 15,0 % детей, изучающих программы дополнительного образования.
Весомые показатели, которые необходимо обеспечить уже в этом году, это показатели по ЕГЭ. В 2014 году Министерством образования были приняты организационные решения по достижению максимальной прозрачности и объективности процедуры ЕГЭ, так все 30 пунктов проведения экзаменов оснащены системами видеонаблюдения, стационарными или переносными металлоискателями. Более 150 общественных наблюдателей следили за объективностью и прозрачностью процедуры проведения экзаменов. Кроме того слежение за объективностью процедуры осуществлялось и федеральными наблюдателями через сайт «Смотри ЕГЭ». В 2014 году можно отметить более качественную подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена По русскому языку и немецкому языкам, средний балл по этим предметам стал выше чем в 2013. По состоянию на 16 июня т.г. 15 ребят получили максимальное количество балов - 100. Один выпускник получил 100 балльные результаты по двум предметам – русскому и английскому языкам. Неплохие результаты показали выпускники школ на экзамене по математике. По остальным предметам результаты пока не известны.
В 2013/2014 учебном году с целью развития системы поддержки одаренных детей создан Центр развития одаренных детей, на базе которого развивается образовательный комплекс для одаренных детей, объединяющий усилия 20 опорных школ области, ведется координационная работа, отбираются и адаптируются программы, методики обучения, реализуются программы для одаренных детей, проводится постоянно действующий физико-математический лагерь для учащихся опорных школ, развивается техническое творчество через проведение конференций, турниров и пр. Проводимые мероприятия направлены на формирование и развитие физико-математического и инженерного образования в Калининградской области, проведение профильных лагерей, развитие технического творчества, проведение конференций, олимпиад, симпозиумов и иных форм научной работы для ребят, увлеченных предметами физико-математического профиля.В целях обеспечения новых качественных результатов с сентября 2013 года в Калининградской области открыто 15 опорных площадок по реализации лингвистического направления. В рамках подготовки к реализации данного направления было закуплено лабораторное оборудование, осуществили повышение квалификации 290 учителей английского языка (55%) по программе подготовки к Кембриджскому экзамену «ТКТ» (Teaching Knowledge Test). Обучение завершилось сдачей международного экзамена ТКТ с выдачей сертификат Cambridge ESOL, подтверждающего знание основных понятий и концепций современной методики преподавания английского языка. Получение подобных сертификатов является процедурой независимой оценки профессионального уровня педагогов.
Организована работа по привлечению в школы молодых учителей. Созданы возможности для приобретения молодыми учителями жилья в рамках ипотечного кредитования, а также профессионального совершенствования в рамках курсовой подготовки, конкурсов педагогического мастерства для молодых учителей.
С 24 июня по 28 июня т.г. в регионе пройдет Форум молодых педагогов, в котором примут участие 100 человек, в том числе и педагоги из других регионов России, цель которого – поддержка сообщества молодых педагогов и развитие клубного профессионального пространства. Задачи проведения Форума – содействие в адаптации и профессиональном становлении молодых педагогов, предоставление начинающим специалистам системы образования Калининградской области и других регионов России возможности развития профессиональных компетенций и лидерских качеств, повышение престижа профессии педагога.
Также Министерством образования Калининградской области подготовлены для внесения в Госпрограмму дополнительные показатели в соответствии с поручением, данным на заседании Правительства Калининградской области 10.06.2014 года в рамках стимулирования педагогических и руководящих работников по владению ими иностранным языками, и по результатам их обучающихся, что на наш взгляд будет в целом влиять на эффективность и качество работы образовательной организации.
Доля руководителей и учителей (не преподающих иностранный язык), имеющих международные сертификаты по установлению уровня владения иностранным языком;
Доля обучающихся (уровне среднего общего образования), имеющих международные сертификаты по установлению уровня владения иностранным языком, или прошедших государственную итоговую аттестацию по иностранному языку, и получивших результат не менее 60 баллов.
Для реализации мероприятий, которые в соответствии с данными показателями будут внесены в целевые программы, потребуется дополнительное финансирование на переподготовку , повышение квалификации, сертификации учителей и обучающихся.
Средняя заработная плата педагогических работников школ по области за январь - май 2014 года составила 27 тыс. 745 рублей или 98,6 % от плановых значений. По отношению к средней заработной плате по экономике региона показатель перевыполнен и составляет 106,5%. Плановый показатель средней заработной платы по экономике региона составляет 26060 рублей.
Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений по области за январь-май 2014 года составила 25 тыс. 812 рублей или 101,5% от планового показателя на 2014 год. Отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования за данный период составило 102,6%.
Обязательства по повышению заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в рамках Указа № 599 планово выполняются муниципальными образованиями.
Средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей по области за январь - май 2014 год составила 21051 рублей или 93,9% от плановых значений.
Решение задачи по обеспечению кадрами в соответствии с инновационным характером социально-экономического развития Калининградской области, планируется, в том числе, в рамках государственно-частного партнерства.
Эта работа выстраивается на основе повышения качества профессиональной подготовки и профессионального образования; функционирования сети организаций, с учетом создания многофункциональных центров прикладных квалификаций; обновления кадрового состава образовательных организаций, реализующих программы профессионального образования.
Принято постановление Правительства Калининградской области от 24 апреля 2014 года № 232 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калининградской области от 23 ноября 2011 года № 890», в соответствии с которым в целевую программу Калининградской области «Развитие профессионального образования на 2012 – 2016 годы» включено мероприятие «Создание многофункциональных центров прикладных квалификаций». На вышеуказанные цели в областном бюджете на 2014 год предусмотрено 5,5 млн. рублей.
Кроме этого, в целях обеспечения права получения профессионального образования лицами с ОВЗ, в вышеуказанную программу включено мероприятие «Создание в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования доступной образовательной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». На эти цели в областном бюджете на 2014 год предусмотрено 5,5 млн. руб.
В настоящее время система профессионального образования Калининградской области является многоуровневой, непрерывной, открытой и доступной для разных слоёв населения области. Она охватывает более 60 тысяч человек, получающих различные виды профессионального образования. В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599, реализуются мероприятия, направленные на создание и обеспечение широких возможностей для различных слоев и групп населения в приобретении необходимых умений и квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.
Наблюдается положительная динамика охвата населения программами дополнительного профессионального образования.
Таким образом, существующая система профессионально образования региона готова обеспечит профессиональную подготовку и переподготовку кадров, соответствующих потребностям предприятий реального сектора.