Материал распечатан: 26.07.2017 г. 02:54:28 КЛГ, ip 54.92.128.223
Официальный Портал Правительства Калининградской области
https://gov39.ru/maypr/maypr5.php

Исполнение Указов Президента РФ от 7 мая 2012г.

Доклад о ходе исполнения плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Указ Президента РФ от 7 мая 2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» в 2013 год

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» определены основные направления совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения для создания необходимых условий сохранения здоровья, сокращения смертности и увеличения продолжительности жизни населения.

Согласно Указу Президента Российской Федерации  № 598 к 2018 году к 2018 году необходимо достичь следующих целевых показателей:
- снизить смертность населения от болезней кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения,
- смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) - до 192,8 случая на 100 тыс. населения,
- смертность от туберкулеза до 11,8 случая на 100 тыс. населения,
- смертность от дорожно-транспортных происшествий – до 10,6 случая на 100 тыс. населения;
- показатель младенческой смертности – 7,5 случая на 1000 родившихся живыми.
Распоряжением Губернатора Калининградской области от 28 февраля 2013 года № 98-р определены следующие  целевые показатели:
- к 2018 году смертность  населения Калининградской области от болезней кровообращения не должна превышать 650,0 случаев на 100 тыс. населения,
- от новообразований (в том числе от злокачественных) – 190,0 случая на 100 тыс. населения,
- смертность от туберкулеза - 8,2  случая на 100 тыс. населения,
- от дорожно-транспортных происшествий – 9,0 случая на 100 тыс. населения.
Показатель младенческой смертности к 2018 году не должен превысить значения 5,5 случая на 1000 родившихся живыми.
Разработаны конкретные действия для того, чтобы этого достичь. Прежде всего, это формирование здорового образа жизни и единой профилактической среды, популяризация культуры здорового питания, профилактика алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака. Это проведение всеобщей диспансеризации населения, ежегодной для детей и регулярной для взрослых (1 раз в 3 года) в зависимости от возраста и состояния здоровья, это система мер по повышению качества медицинской помощи и её доступности.
Указанные мероприятия включены в  целевую программу Калининградской области «Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2013-2017 годов», утвержденную постановлением Правительства Калининградской области от 10.09.2012 года № 726  (с изменения и дополнениями от 25.01.2013г.,  28.05.2013г.,  20.12.2013 г.).
В рамках программы осуществлялся комплекс мер, направленных на улучшение лекарственного обеспечения жителей Калининградской области, устранения дефицита медицинских кадров, совершенствование наркологической службы региона.
Реализация мероприятий в 2013 году позволила достигнуть следующих целевых показателей:
-   снизить младенческую смертность на 3,1% от целевого показателя;  
- снизить смертность от дорожно-транспортных происшествий на 16,9% (показатель смертности от ДТП уже ниже показателя 2018 года);
- сохранить на прежнем уровне смертность от туберкулеза.
Не достигнуты показатели:

  1. смертность от болезней кровообращения  составила 731,1 случаев на 100,0 тыс. населения, против установленного 700,0 (не достигнут показатель на 4,4%).

По сравнению с Российской Федерацией в Калининградской области показатель смертности выше на 5,0%, по сравнению с Северо – Западным Федеральным кругом – ниже на 5,8%.

  1. смертность от новообразований составила 208,6 случаев на 100,0 тыс. населения против установленного 200,8 (не достигнут показатель на 3,9%).

В Российской Федерации  показатель смертности от новообразований составил 201,5 случая на 100 тыс. населения (ниже чем в области на 3,4%). В СЗФО показатель смертности от новообразований - 232,6 случая на 100 тыс. населения, что на 11,5% выше, чем в регионе.

К основным причинам увеличения показателя смертности от заболеваний системы кровообращения можно отнести:
1. Рост заболеваемости, поздняя обращаемость за медицинской помощью, недостаточная ранняя диагностика, невыполнение пациентами рекомендованного режима лечения.
Анализ   показателей   заболеваемости   населения Калининградской области болезнями системы кровообращения в динамике за трехлетний период свидетельствует о существенном росте. По сравнению с 2010 г. в 2012 г  заболеваемость населения болезнями системы кровообращения увеличилась на 5%.
По данным проведенной в 2013 году диспансеризации взрослого населения у 13 795 жителей региона (8%) выявлены заболевания системы кровообращения, из них 2671 (19%) - ишемическая болезнь сердца, в том числе стенокардия — 363 (нестабильная стенокардия 163).На диспансерном учете состоит более 25 тысяч человек, из них 8 тысяч человек с ишемической болезнью сердца (32%), около 5,0 тысяч человек со стенокардией (20%), 13 тысяч человек с артериальной гипертензией (52%).
За 2013 год выросла численность пациентов с врожденными пороками развития сердца и сосудов на 22 человека или 15 % (со 148 до 170).
2. Рост за последние 5 лет численности населения старше трудоспособного возраста в среднем на 2,3%.
Наибольшее количество пациентов от сердечно-сосудистой патологии в Калининградской области умирает в возрасте от 70 лет и старше, что составляет 84,6 % (возрастная группа от 80 лет и старше составляет 60%, возрастная группа от 0 до 59 лет включительно - 6,1%).
3. Недостаточно развернута коечная мощность кардиологического
профиля.
На территории области развернуто 246 коек кардиологического профиля при расчетном показателе - 284 койки, ввиду отсутствия площадей, кадров.

4. Недоукомплектованность кадрами.

В настоящее время в области  не хватает 12 кардиологов.

5. Рост смертности от болезней сердечно-сосудистой системы произошел в связи с  более точной диагностикой причин смерти (все пациенты с данной патологией  доставляются для лечения в  стационары сосудистых центров) и особенностями подсчета коэффициента смертности (в настоящий момент в данный показатель включены граждане, умершие на территории Калининградской области, но зарегистрированные и постоянно проживающие в других регионах России и за рубежом. Этот показатель корректируется Росстатом (Федеральной службой государственной статистики) только по итогам года.

Основные принятые меры:

  1. В рамках реализации целевой программы «Совершенствование медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 2012-2013 годы» кардиологическая помощь организована в соответствии с порядком оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Созданы три отделения кардиологии с палатами интенсивной терапии в районных и городских больницах для экстренной кардиологической помощи и помощи пациентам с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, сосудистый центр в ГБУЗ «Областная клиническая больница». Лечение пациентов кардиологического профиля, не нуждающихся в круглосуточном наблюдении, осуществляется в стационарах дневного пребывания по месту прикрепления пациентов.

  2. В целях снижения смертности от болезней сердечно-сосудистой системы в 2013 году направлено 154,9 млн. рублей на приобретение медицинского оборудования для сосудистых центров.

  3.  В территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи включены 4 наименования наиболее эффективных лекарственных препаратов нового поколения для проведения тромболизиса (тикагрелор, биливарудин, эптифибатид, тенектоплаза).

4. Всем пациентам уже в первые часы на этапе скорой медицинской помощи проводится тромболизис.
5. Все машины скорой медицинской помощи оснащены диагностическими комплексами «Тредекс» для передачи электрокардиограммы на диспетчерский пункт станции скорой медицинской помощи в г. Калининграде и в межтерриториальный центр в районах.
6. В 2013 году преимущественное оказание высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «сердечно-сосудистая хирургия» выполнено в ФГБУ «ФЦССХ», г. Калининград, - 2978 объемов. Всего получили лечение по профилю сердечно-сосудистая хирургия в 2013 году - 3022 человека (рост по сравнению в 2010 годом на 90%). На 2014 год планируемый объем медицинской помощи по сердечно-сосудистой хирургии составит 4000 операций, которые преимущественно будут проведены в ФГБУ «Федеральный центр сердечно­сосудистой хирургии». Работа на полную мощность учреждения (до 5000 операций в год) позволит сократить смертность от болезней сердечно­сосудистой системы на 5 %.
7. Организовано отделение долечивания после хирургических вмешательств на сердце для взрослых. С 2014 года дети после операций на сердце будут направляться на долечивание в кардиологическое отделение ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области".
8. На протяжении трех лет в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи пациенты, перенесшие острый инфаркт, острый инсульт, а также операции на сердце и сосудах получают реабилитацию в местных санаториях (в 2013 году - 1332 человека).

В 2013 году показатель смертности от новообразований не достигнут, превысил плановый показатель на 4% и составил 208,9 на 100 тыс. населения.
Одной из причин увеличения смертности от новообразований является отсутствие в области специализированного онкологического учреждения. В настоящее время медицинская помощь пациентам оказывается в ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области», которая не оснащена современным радиологическим оборудованием для лучевой терапии.
В целях снижения смертности от новообразований планируется строительство нового онкологического центра, оснащенного современным оборудованием. В соответствии с проектом федеральной целевой программы Калининградской области до 2020 года начало строительства онкологического центра предусмотрено в 2017 году.
Выделен земельный участок площадью 5 га в пос. Родники (вблизи Федерального сердечно - сосудистого центра).
В соответствии с полученным заключением ГАУ КО «Центр проектных экспертиз»   сметная стоимость разработки проектно — сметной документации составляет 68 млн. рублей (в т.ч. НДС 18 %).
Кроме того, Правительством Калининградской области в настоящее время прорабатывается вопрос строительства онкоцентра на условиях государственно - частного партнерства с ООО «ПЭТ-Технолоджи».
Разработан рабочий проект медико-технического задания на строительство и оснащение радиологического комплекса и здания онкологического центра Калининградской области на 280 коек стационара и 450 посещений в поликлиническом отделении.
В настоящее время для получения специализированной онкологической помощи пациенты также направляются в медицинские центры г. Москвы и Санкт-Петербурга. В 2013 году в федеральные центры направлено на лечение 302 человека, на сегодняшний день в листе ожидания находятся 38 пациентов.

Принципиальный блок государственной программы это лекарственное обеспечение и его совершенствование, поскольку именно лекарственное обеспечение зачастую определяет качество медицинской помощи.
Подпрограмма подготовлена в соответствии со Стратегией лекарственного обеспечения до 2025 года, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 февраля 2013 года №66.
В целях улучшения лекарственного обеспечения и эффективного использования финансовых средств Министерством здравоохранения Калининградской области реализуется проект по созданию новой модели взаимодействия участников фармацевтического рынка.
Для этого проведены следующие мероприятия:

  1. создана фармацевтическая организация в форме Государственного казенного учреждения «Калининградская областная фармацевтическая компания», в функции которой входит получение, хранение, распределение, контроль за рациональным использованием (назначением) лекарственных препаратов закупленных за счет средств федерального и областного бюджетов;

  2. в структуре медицинских организаций, созданы аптеки и аптечные пункты, которые осуществляют отпуск препаратов.

-созданы реестры пациентов нуждающихся в обеспечении льготными лекарственными средствами, организован персонифицированный учет, с целью улучшения качества планирования закупки лекарственных препаратов.
Оптимизация системы в целом, позволит нам без вовлечения дополнительных ресурсов увеличить возможности системы, по нашим расчётам, примерно на 20 процентов при прежних ресурсах.

В целях обеспечения медицинских организаций государственной системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами на территории области реализуется целевая программа «Кадровое обеспечение системы здравоохранения Калининградской области на 2013-2017 годы».
Указанной программой предусмотрены мероприятия по организации целевой контрактной подготовки за счет средств федерального и областного бюджетов (с 2014 года размере 3,3 млн. рублей), профессиональной подготовки (2,6 млн. рублей ежегодно), переподготовки, повышения квалификации (ежегодно около 600 чел.) и престижа профессии (конкурсы, публикации в СМИ), меры социальной поддержки:
- оплата за жилое помещение и коммунальные услуги лицам, проживающим и работающим в сельской местности в объеме 6,8 млн. рублей;
- единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам с высшим медицинским образованием, прибывшим или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Калининградской области, в объеме 1 млн. рублей (в 2012 года - выплату получило 3 чел, в 2013 году - 2 чел.);
предоставление с 2014 года ежемесячной стипендии лицам, обучающимся в государственных ВУЗах, на условиях целевой контрактной подготовки (интернатуре, ординатуре) для нужд Калининградской области в размере 2000 рублей;
- предоставление единовременной денежной выплаты лицам завершившим обучение в интернатуре, ординатуре на условиях целевой контрактной подготовки - 200 тыс. рублей.
На приобретение жилья медицинским работникам направляются средства резервного фонда Правительства Калининградской области, средства целевых программ Калининградской области «Жилище» и «Социальное развитие села». 60 служебных квартир выделено врачам-специалистам центра сердечно -сосудистой хирургии в новостройках в Юго-восточном районе Калининграда.

В 2013 году Министерством здравоохранения Калининградской области было выдано 146 целевых направлений для поступления в высшие медицинские учебные заведения (отбор целевиков осуществляется на конкурсной основе). Зачислены на обучение - 51 человек.
В 2013 году 34 выпускника медицинских высших учебных заведений направлено по целевым направлениям от Калининградской области для обучения в интернатуре (30 человек), ординатуре (4 человека).
В 2013 году второй выпуск медицинского факультета БФУ им. И. Канта составил 42 человека, из которых 9 выпускников поступили в интернатуру и 3 в ординатуру на базе БФУ им. И. Канта. Остальные выпускники продолжили обучение в клинической интернатуре (ординатуре) на коммерческой основе и на базах федеральных высших учебных заведений, расположенных за пределами Калининградской области.
После закрытия в 2008 году Калининградского областного медицинского колледжа на базе медицинского факультета БФУ им. И. Канта ведется подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования по следующим специальностям:  «лечебное дело», «сестринское дело», «акушерское дело», «стоматология», «стоматология ортопедическая», «фармация». Целевой прием по программам среднего медицинского образования для Калининградской области отсутствует.
С сентября 2014 года планируется осуществлять подготовку среднего медицинского персонала после 9 классов общеобразовательной школы.   

Одним из мероприятий Указа  Президента Российской Федерации № 598 является завершение к 2016 году модернизации наркологической службы.

В целях выполнения Указа Президента в Калининградской области  осуществляются меры по совершенствованию оказания наркологической помощи населению. Разработана Концепция оказания медицинской помощи наркологическим больным, организована поэтапная  лечебно-реабилитационной система для оказания помощи лицам, имеющим различные формы зависимого поведения.

Работа Министерства здравоохранения и учреждений здравоохранения Калининградской области, направленная на достижение целевых показателей  Указа Президента Российской Федерации № 598, позволит обеспечить доступность и качество медицинской помощи населению за счет совершенствования организации работы учреждений здравоохранения первичного звена, приобретения нового диагностического оборудования, решения кадровой проблемы,  профессионального обучения медицинского персонала,  улучшения информированности населения о факторах риска.