Материал распечатан: 28.03.2017 г. 10:14:01 КЛГ, ip 50.16.116.99
Официальный Портал Правительства Калининградской области
https://gov39.ru/grazhdanam/zanyatost/prognoz_balansa.php

Прогноз баланса трудовых ресурсов Калининградской области на 2017-2019 годы

Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2017-2019 годы

Прогноз баланса трудовых ресурсов Калининградской области (далее – Прогноз БТР) разработан Министерством социальной политики Калининградской области и Министерством экономики Калининградской области в целях определения потребности трудовых ресурсов в 2017-2019 годах для обеспечения достижения показателей макроэкономического прогноза социально-экономического развития региона.

Прогноз БТР осуществлен в соответствии с Методикой разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.02.2012 № 178н.

Исходной информацией для его разработки явились данные отчетного баланса трудовых ресурсов за 2015 год, составленного территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (далее – Калининградстат); прогноза социально-экономического развития Калининградской области на 2017-2019 годы; показатели министерств, агентств Калининградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных территориальных фондов; экспертных оценочных данных.

Прогноз БТР содержит два взаимосвязанных раздела:

– ресурсная часть (трудоспособное население в трудоспособном возрасте, иностранные трудовые мигранты, лица, работающие за пределами трудоспособного возраста);

– распределительная часть (занятые в экономике, в т. ч. в разрезе 16 видов экономической деятельности; не занятые в экономике).

Ситуация на рынке труда Калининградской области в январе - ноябре  2016 года

На начало 2016 года численность экономически активного населения Калининградской области (далее - ЭАН) по данным Калининградстата оценивалась в 533,0 тыс. человек, из них занятого в экономике – 504,5 тыс. человек.

Численность общей безработицы (по методологии МОТ) составляла 28,6 тыс. человек или 5,4 % от ЭАН, регистрируемой безработицы – 6,6 тыс. человек или 1,2 % от ЭАН (по РФ – 1,2 %, по СЗФО – 0,9 %).

Начиная с января 2016 года, в связи с некоторым снижением экономической активности в регионе, наметилась тенденция роста числа зарегистрированных безработных граждан. На 01.05.2016 их количество достигло максимального значения – 7138 человек, уровень безработицы составил 1,4 % от ЭАН. Рост безработицы произошел за счет граждан, уволенных из таких отраслей экономики, как обрабатывающее производство, строительство, торговля и граждан, решивших возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва в работе. Вместе с тем, начиная с середины мая число безработных начало снижаться и на 01.12.2016 составило 4991 человек, уровень безработицы сократился до 0,9 % (по РФ – 1,1%, по СЗФО – 0,8%).

Напряженность на рынке труда (соотношение количества незанятых граждан на 1 заявленную вакансию) снизилась с 1,0 до 0,5 (по РФ – 0,7, по СЗФО – 0,7) за счет увеличения в 1,6 раза с начала года числа вакансий - с 6896  до 10935 единиц, среди которых наибольший рост наблюдался в следующих отраслях: добыче полезных ископаемых (в 7,4 раза), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (в 2,1 раза), транспорте и связи              (в 2 раза), гостиницах и ресторанах (в 2 раза),  в сфере образования (в 1,9 раз), сельском хозяйстве (в 1,6 раза), торговле (в 1,5 раза), строительстве (в 1,4 раза).

На начало декабря текущего года численность ЭАН оценивается в 529,3 тыс. человек, занятых в экономике – 499,7 тыс. человек, уровень занятости населения составил 67,2%.

Численность общей безработицы составила 29,6 тыс. человек, уровень по методологии МОТ 5,6%. 

В декабре 2016 – январе 2017 года предстоит высвобождение 1100 работников из 51 организации области (на 01.01.2016 о предстоящем высвобождении 746 работников заявляли 48 предприятий; на 01.12.2015 – в 42 организациях на 1034 человека). При этом в ходе реорганизации и оптимизации штатного расписания этими же предприятиями запланировано трудоустроить граждан, не достигших пенсионного возраста, 39,2% или  342 сотрудника, попавших под сокращение.

Наибольшее высвобождение планируется на предприятиях, занимающихся производством, передачей и распределением пара и горячей воды; в организациях, осуществляющих денежное посредничество, деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности.

О введении неполной занятости для 1093 человек проинформировали 23 организации области, осуществляющие производство (вагонов; нерафинированных растительных масел и фракций; готовых кормов для животных; мебели), хранение и складирование нефти и продуктов её переработки; оптовую торговлю пищевыми продуктами (на 01.01.2016 осуществляли неполную занятость 463 человек в 18 организациях; на 01.12.2015 – 15 организаций на 398 человек).

По оценочным данным среднегодовая численность граждан, занятых в экономике области, по итогам 2016 года составит 492,7 тыс. человек. По видам экономической деятельности прогнозируется рост занятости в следующих отраслях экономики: рыбоводство (на 2,6 %); предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (на 2,6 %); деятельность гостиниц и ресторанов (на 0,8 %); государственное управление и обеспечение военной безопасности (на 0,5 %); сельское хозяйство (на 0,3 %); здравоохранение (на 0,3 %), строительство (на 0,3 %). Снижение планируется в следующих сферах деятельности: транспорт и связь (на 3,6 %); оптовая и розничная торговля (на 1,0); добыча полезных ископаемых (на 2,9 %); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление  услуг (на 0,2 %).

По оценочным данным по итогам года уровень регистрируемой безработицы (в среднем за год) составит в пределах 1,3 % от численности ЭАН, коэффициент напряженности будет находиться в диапазоне 0,6 - 0,7.  

Оценка сбалансированности трудовых ресурсов в 2017-2019 годах 

Распределение трудовых ресурсов осуществляется по принадлежности к населению, занятому в экономике, или к населению, не занятому в экономике.

К населению, занятому в экономике, относятся лица, которые выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников, для которых эта работа являлась основной.

К населению, не занятому в экономике, относятся:

1) обучающиеся в трудоспособном возрасте с отрывом от работы;

2) безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости;

3) прочие категории населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике (военнослужащие; граждане Российской Федерации, работающие за границей; лица, не имеющие работы, готовые приступить к ней и занимающиеся поиском работы самостоятельно, без обращения в органы службы занятости; лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; лица, выполняющие домашние обязанности, осуществляющие уход за детьми и другими членами семьи; неработающие лица, находящиеся в местах лишения свободы; лица, у которых нет необходимости работать).

Трудовые ресурсы являются сбалансированными, если их численность равна сумме численности занятых в экономике в прогнозируемом периоде и численности населения, не занятого в экономике, в этом же периоде.

При дисбалансе трудовых ресурсов (недостатке или избытке) численность трудовых ресурсов не равна сумме численности занятых в экономике в прогнозном периоде и численности населения, не занятого в экономике, в этом же периоде.

Анализ численности указанных групп населения показал о наличии недостатка трудовых ресурсов в период 2016-2018 годов. Величина дисбаланса трудовых ресурсов рассчитывается по формуле:

Д = ТР – З – Н,

где :

Д – дисбаланс трудовых ресурсов;

ТР - численность трудовых ресурсов в прогнозном периоде;

         З – численность занятых в экономике в прогнозном периоде;

         Н - численность населения, не занятого в экономике, в прогнозном периоде.

         В 2016 году данный показатель составил 5,8 тыс. человек:

  Дисбаланс, тыс. ч. = 629,5 – 472,3 – 163,0 =5,8 (тыс. чел)

 Прогноз дисбаланса трудовых ресурсов на 2017-2019 годы:

- 2017 год – 5,2 тыс. человек (Дисбаланс, тыс. ч. = 629,0 – 472,6 – 161,6),

- 2018 год – 5,1 тыс. человек (Дисбаланс, тыс. ч. = 629,6 – 472,8- 161,9),

- 2019 год – 5,0 тыс. человек (Дисбаланс, тыс. ч. = 629,0 – 472,8 – 161,2).

Помимо общего недостатка трудовых ресурсов в Калининградской области, особо выражено несоответствие территориальной и профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы.

Территориальный дисбаланс связан с тем, что 43,8 % экономически активных граждан и большинство крупных инвестиционных проектов сосредоточено непосредственно в г. Калининграде. Предприятия областного центра и прилегающие к нему муниципальные образования испытывают недостаток кадров (как квалифицированных и неквалифицированных рабочих, так и специалистов и служащих), тогда как в отдаленных районах с преимущественным сельскохозяйственным производством, отмечен дефицит вакансий. Так, если в областном центре на одного зарегистрированного в центре занятости населения незанятого гражданина предлагается 4 вакантных рабочих места, то в восточных районах области (Славский, Озерский, Краснознаменский, Неманский городские округа), на одну вакансию претендуют до 9 человек.

На рынке труда Калининградской области прогнозируется сохранение преобладания спроса на квалифицированных и неквалифицированных рабочих в обрабатывающем производстве, строительстве, торговле и общественном питании, а также на водителей автомобилей, уборщиков производственных помещений, подсобных рабочих, среди специалистов и служащих – на медицинский персонал (врачей, медсестер), менеджеров в торговле, в страховании и финансах.

 В тоже время в Калининградской области реализуются План мероприятий (дорожная карта) социально-экономического развития восточной части Калининградской области на период до 2020 года  и 14 инвестиционных проектов до 2018 года: строительство свиноводческого комплекса; жилого микрорайона в юго-восточной части г. Калининграда; завода по производству сухих строительных смесей; фермы по выращиванию грибов-шампиньонов;  завода по производству вискового дистиллята; стекольного завода по производству сортовой посуды; ветутильзавода по утилизации отходов животного происхождения; агропромыщленного комплекса, который включает закладку яблоневого сада и тепличное хозяйство в г. Багратионовск; овощехранилища с участком предпродажной подготовки торговли продукции и зернохранилища;  создание комплекса по производству высокопродуктивного мясного поголовья крупного рогатого скота; производственного объединения «Таможенно-транспортно-инфраструктурный кластер Голубевский; Центра вспомогательных репродуктивных технологий; развитие газозаправочной инфраструктуры в Калининградской области на базе Комплекса сжижения природного газа с автомобильной компрессорной станцией; увеличение производства овощей и зерновых культур за счет приобретения сельхозмашин, организация глубокой переработки льносырья и производства льносодержащей продукции: нетканого полотна и гранулированного абсорбирующего наполнителя на производственной площадке в Гурьевском районе Калининградской области.

В результате реализации данных проектов планируется создать 2,7 тыс. рабочих мест в пищевом производстве, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, здравоохранении и других сферах, что способствует снижению напряженности на рынке труда области. 

Основные результаты прогноза баланса трудовых ресурсов Калининградской области на 2017-2019 годы

Согласно прогнозу численность трудовых ресурсов к 2019 году снизится с 629,5 до 629,0 тыс. чел., из них в трудоспособном возрасте – сократится с  553,9 тыс. (в 2016 году) до 546,0 тыс. человек (на 7,9 тыс. человек или на 1,4 %).

Количество граждан, занятых в экономике области, увеличится с 472,3 тыс. (в 2016 году) до 472,8 тыс. человек в 2019 году (на 0,5 тыс. человек или   0,1 %). Это связано с прогнозируемым ростом численности работающих лиц, находящихся за пределами трудоспособного возраста (их удельный вес в численности трудовых ресурсов возрастёт с 10,0 % в 2016 году до 11,0 % в 2019 году и иностранных трудовых мигрантов, работающих по патентам (с 2,0 до  2,2 % соответственно).

Также прогнозируется снижение численности работников на предприятиях добычи полезных ископаемых (-6,1 %), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (-2,7 %), операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (-2,3%). Одновременно будет наблюдаться рост занятости в других секторах экономики: сельском хозяйстве (+2,9%), обрабатывающем секторе (+2,7 %), деятельности гостиниц и ресторанов (+4,0 %), на транспорте и в связи     (+0,2 %), оптовой и розничной торговле  (+0,01 %).

По результатам Прогноза БТР на 2017-2019 годы регион является трудодефицитным. Это связано с геополитическим расположением рынка труда области, несоответствием профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы, наличием нелегальной занятости населения и его старением. В среднем ежегодно экономике Калининградской области не будет хватать 5,3 тыс. рабочих кадров. Прогнозная численность регистрируемой безработицы будет варьировать от 5,8 тыс. человек в 2016 году до 5,0 тыс. человек в 2019 году, а ее уровень -  от 1,0 до 0,9 % соответственно.

Данные Прогноза БТР можно использовать для формирования государственного заказа на подготовку кадров за счет федерального и областных бюджетов, прогноза привлечения иностранных работников (по разрешениям и патентам), государственного задания по профессиональному обучению безработных граждан, лиц пенсионного возраста и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, привлечения соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья в рамках целевых региональных программ на востребованные профессии, информирования населения о профессиях, пользующихся спросом на региональном рынке труда, профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений.

Внимание, при использовании материалов ссылка на Официальный Портал Правительства Калининградской области ( https://gov39.ru ) обязательна!
© 2012 Правительство Калининградской области