Новости Росреестра

Что нужно знать правообладателю земельного участка? На вопрос отвечает орган государственного земельного надзора.


08.07.2019

Земельный вопрос никогда не терял актуальности, поскольку земля всегда была, есть и будет главным богатством, главным ресурсом нашего государства. 

К большому сожалению, население вникает в суть положений Земельного кодекса только при возникновении конфликтов или в связи с приходом государственного инспектора. Главное, о чем нужно помнить всегда, что прав без обязанностей не бывает – получив и приобретя земельный участок, владелец приобретает массу обязательств. Итак, о чем же нужно задуматься владельцу земельного участка или землепользователю?

I. Приобретая дом или иное отдельно стоящее здание, строение, собственник должен проверить оформлены ли земельные отношения на земельный участок, занятый данным зданием (строением). Безусловно, отсутствие у прежнего собственника оформленного права на земельный участок, на котором расположено приобретаемое здание, не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода права на здание, однако новому собственнику в придачу к долгожданной покупке может достаться ворох проблем, связанных с неоформленными земельными отношениями. Самыми распространенными правами на землю являются собственность, аренда и постоянное (бессрочное) пользование. Если право на земельный участок не оформлено, нужно без промедления обратиться в уполномоченный орган (в зависимости от принадлежности земель: в администрацию городского округа (района), Территориальное управление Росимущества в Калининградской области или Агентство по имуществу Калининградской области) в целях оформления прав на земельный участок.

После завершения процедуры оформления земельных отношений во избежание недоразумений рекомендуется вынести границы земельного участка в натуру для определения правильности установки ограждения (если оно уже возведено). Если же ограждение отсутствует и его устройство только в планах, вынос границ в натуру гарантирует вам отсутствие проблем с соседями и надзорными органами в будущем.

II. Приобретая земельный участок в собственность либо аренду, обязательно проверьте правильность установки ограждения относительно границ земельного участка. Вынос границ на местность осуществляет любой кадастровый инженер по заявлению правообладателя земельного участка. Реестр кадастровых инженеров размещен на официальном сайте Росреестра.

Помните, собственник земельного участка в любом случае несет ответственность за соответствие границ фактического землепользования (или территории, находящейся в ограждении) границам земельного участка, вне зависимости от того когда и кем было возведено ограждение. Если так случилось, что ограждение установлено с нарушением границ, необходимо без промедления обратиться в уполномоченный орган в целях оформления земельных отношениях либо переместить ограждение в границы земельного участка, не дожидаясь визита государственного инспектора. При этом нужно помнить, что ограждение – это ваше имущество и поэтому располагаться оно должно на вашем земельном участке, а не сразу за его границей (то есть на соседнем участке или на территории государственной собственности).

III. Следующее, чему нужно уделить внимание – соответствие фактического вида использования земельного участка разрешенному. Статьей 42 Земельного кодекса установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки строго в соответствии с их целевым назначением, а также способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.

Неиспользуемые земли должны быть освоены! Росреестр уделяет много внимания неиспользуемым земельным участкам, предназначенным для жилищного и иного строительства. В 2018 году более 800 правообладателей привлечены к ответственности за неиспользование таких земель. К сожалению, в регионе очень много неиспользуемых участков, предназначенных для строительства. Такие участки должны осваиваться сразу после их приобретения. Начинать необходимо с оформления разрешительной документации на строительство, а для участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства – с подачи в орган местного самоуправления уведомления о планируемом строительстве. Приступить же к строительству можно только после оформления разрешительной (уведомительной) документации. В противном случае, зарегистрировать построенный без разрешения (уведомления) объект, будет очень сложно. Последствия неиспользования земель серьезные – от большого штрафа до принудительного изъятия.

Конечно, всегда нужно помнить, что фактическое использование земельного участка должно соответствовать разрешенному, то есть тому виду использования, сведения о котором содержатся в реестре недвижимости. Иными словами, на участке для индивидуально жилищного строительства не могут располагаться гостиницы и гостевые дома, социальные учреждения и магазины, автосервисы и предприятия по оказанию бытовых услуг (бани, парикмахерские, салоны красоты и т.д.). Участки для ведения садоводства должны использоваться исключительно для ведения садоводческой деятельности, размещения садового дома и хозяйственных построек, а также для отдыха. Никаких магазинов и автосервисов на участках для ведения садоводства и огородничества быть не должно. Разрешенный вид использования земельного участка всегда отображается в выписке из реестра недвижимости. При необходимости ее можно получить, обратившись в многофункциональный центр. Если нарушение целевого назначения земельного участка будет выявлено государственным инспектором, правообладателя земельного участка неминуемо ждет штраф, а в случае неисполнения предписания об устранении нарушения может быть инициирована процедура изъятия земельного участка, используемого не по целевому назначению.

IV. Каждый правообладатель земельного участка является потенциальным субъектом проверки, инициируемой органом государственного земельного надзора. Правообладатели должны знать, что плановая проверка соблюдения земельного законодательства может быть проведена не чаще одного раза в три год, внеплановая – при наличии оснований, установленных статьей 71.1 Земельного кодекса. При надлежащем уведомлении о проведении проверки проверка может быть проведена в отсутствие правообладателя земельного участка. Если проверка проводилась в отсутствие субъекта, акт проверки будет направлен почтой. Проверяемое лицо в течение 10 дней со дня получения акта проверки вправе подать в орган надзора возражения относительно выводов, сделанных в акте, которые будет приобщены к акту проверки. При наличии нарушения государственным инспектором будет выдано обязательное для исполнения предписание, за неисполнение которого предусмотрена административная ответственность, а также будут приняты меры по пресечению нарушения – привлечению к административной ответственности за допущенное нарушение. Кроме того, земельный участок может быть обследован органом государственного земельного надзора в соответствии с Правилами проведения административных обследований объектов земельных отношений утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251, с принятием мер реагирования, предусмотренных законодательством, включая привлечение к административной ответственности. Административное обследование проводится должностными лицами органов надзора самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований, без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений. В процессе административного обследования анализируется информация, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информация, полученная в ходе осуществления государственного мониторинга земель,   документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, информация, полученная дистанционными методами (данные дистанционного зондирования, аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки). В преимущественном большинстве случаев также проводится визуальный осмотр объекта земельных отношений, в ходе которого при необходимости проводятся измерения на местности.


Отдел государственного земельного надзора,
геодезии и картографии
Управления Росреестра по Калининградской области


Возврат к списку


Внимание, при использовании материалов ссылка на Официальный Портал Правительства Калининградской области ( https://gov39.ru ) обязательна!
© 2012 Правительство Калининградской области