Материал распечатан: 09.12.2016 г. 00:10:10 КЛГ, ip 54.167.149.128
Официальный Портал Правительства Калининградской области
https://gov39.ru/news/101/27847/

Бюджетная система Калининградской области стала значительно эффективней

22.09.2008 19:07

Бюджетная система Калининградской области стала значительно эффективней

Министр финансов Калининградской области Елена Матвеева считает, что это - «…закономерный результат трехлетней, целенаправленной работы. Укреплению и финансовому оздоровлению всей бюджетной системы способствовали формирование целостной нормативно-правовой базы,  внедрение передовых финансовых технологий, а также повышение финансовой дисциплины, активная налоговая политика и изменение принципов и подходов к расходованию бюджетных средств. Всё это реализовывалось в рамках бюджетной реформы». Упорядочены на долгосрочный период межбюджетные отношения с муниципальными образованиями. Значительно возрос объем финансовой помощи муниципальным образованиям, преимущественно в форме субсидирования из областного бюджета социально значимых и инвестиционных расходов местных бюджетов. Повысился рейтинг региона как заемщика (сократились прямые заимствования, урегулированы проблемные обязательства, активизированы инструменты госгарантий). Проинвентаризированы  бюджетные расходы. Внедряется система бюджетирования, ориентированная на результаты. В 2006 году Калининградская область – в первой десятке среди субъектов РФ, получивших финансовое поощрение за высокие результаты социально-экономического  развития и грамотное финансовое управление в 2006 году. Произошел переход на среднесрочное бюджетное планирование - пятилетний финансовый план. Впервые в нашей области принят трехлетний бюджет на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Следует отметить, что бюджетное планирование на среднесрочную перспективу – абсолютно новая для российских регионов практика, и Калининградская область  первой сделала столь важный и значимый шаг. Калининградская область в последние годы стала регионом-донором. Это означает, что налоговые поступления из нашего региона в федеральный бюджет превышают размеры полученной из федерального центра безвозмездной помощи. Программа «Реформирование системы управления общественными (публичными) финансами Калининградской области на 2006-2008 годы» признана одной из лучших (второе место) Министерством финансов России среди 14 допущенных в 2007 году к конкурсу субъектов РФ. Повышена транспарентность бюджета. Более двух лет работает сайт регионального Минфина, где оперативно размещается информация, в том числе законопроекты для общественного обсуждения. Уже в первой года работы Правительства области вместо 36 главных распорядителей бюджетных средств было оставлено два: Министерство финансов (в части межбюджетных отношений и финансирования собственных прямых расходов) и Агентство главного распорядителя кредита. Введены новые механизмы проведения конкурсных процедур. Основные параметры консолидированного (областной и местные) бюджета Калининградской области 2005-2008 гг. Динамика исполнения консолидированного бюджета Калининградской области по доходам в 2007 году составила 133% по отношению к 2006 году, 183% - к 2005 году. В 2008 году доходы консолидированного бюджета области запланированы с ростом 137,4% к уровню 2007 года. Рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в 2007 году составил 128% (по отношению к 2006 году), в 2006 году – 136% (по отношению к 2005 году). Доля областного бюджета в  налоговых и неналоговых доходах (без учета доходов от предпринимательской деятельности) составляет 61-57%. Четвертая  часть консолидированного бюджета области в 2007 году обеспечивалась за счет средств федерального бюджета. Динамика  исполнения консолидированного бюджета по расходам в 2007 году составила 128,6% к уровню 2006 года, 177% от значения показателя 2005 года. В 2008 году расходы консолидированного бюджета Калининградской области запланированы в объеме 39,4 млрд. рублей. Повышению доходного потенциала (налоговые и неналоговые доходы) региона способствовали: Во-первых, борьба с нелегальной экономикой: легализация выплаты заработной платы  в частном секторе экономики. Результат - динамика поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет области, которая в 2007 году по отношению к 2006 году составила 136%, в 2006 году по отношению к 2005 году – 142%. Основные источники, формирующие  консолидированный  и  областной бюджеты, -  налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций. Доля этих доходов составляет соответственно в консолидированном бюджете 63%, в областном - 83%. Во-вторых, введение новых, повышенных ставок по налогу на игорный бизнес и транспортному налогу. Последний дифференцирован по категориям объектов налогообложения и в большей степени соответствует обоснованному уровню налоговой  нагрузки и задачам развития транспортной инфраструктуры Калининградской области. Поступления транспортного налога в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросли  в 2 раза, в 2007-м рост 137%. Доходы  от игорного налога увеличились с 2005 по 2007 гг. в 2,8 раза. В-третьих, это отмена необоснованных и экономически неоправданных налоговых льгот, в частности, по налогу на имущество организаций. Рост от этого доходного источника - в  2,4 раза (к 2005 г.). В-четвертых, это развитие местных бюджетов. Была введена практика жесткого контроля за постановкой на налоговый учет земельных участков. В результате рост земельного налога – почти в 3 раза. Увеличение доходной базы способствовали и другие меры, предпринятые исполнительной властью: введение упрощенной системы налогообложения на основе патента, повышение базовой ставки аренды имущества и т.д. Расходы бюджета носят социальный характер (расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование,  социальную защиту, культуру). Значительную долю составляют расходы на поддержку сельского хозяйства, развитие инфраструктуры, реализацию национальных проектов. Начиная с 2006 года, планомерно реализуется график повышения заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы. К декабрю 2006 года обеспечено двукратное по отношению к декабрю 2005 года повышение заработной платы наименее оплачиваемых категорий работников бюджетной сферы (с 1 по 9 разряды). В среднем за 2006 год заработная плата работникам учреждений бюджетной сферы увеличилась в полтора раза.  Заработная плата работников бюджетной сферы в Калининградской области в период с  октября 2007 года  по октябрь 2008 года увеличится на 21%, со значительным опережением темпов роста, установленных на федеральном уровне. Доля расходов из областного бюджета на содержание органов государственной власти будет уменьшаться, что, кстати, и происходит последние два года. Так, в 2006 году она составляла 4,1%, в 2007 г. – 3,6%, а в 2008 году будет 3,1%. Эта тенденция будет продолжена и в последующий период. За период 2006-2008 годов расходы областного бюджета на здравоохранение, физическую культуру и спорт выросли в 2,2 раза, на социальную политику возросли по отношению к 2005 году в 2,5 раза. Рост расходов на образование за 3 года  по сравнению с 2005 годом составил 2,8 раза. Расходы на культуру за 2006-2008 годы возросли по отношению к 2005 году в 1,8 раза. Ежегодно возрастает объем расходов областного бюджета на поддержку дорожного хозяйства области (в 3,5 раза к 2005 г.). Рост  расходов на поддержку сельского хозяйства  составил  за 2006-2008 гг. - 1,8 раза к 2005 году. В 2008 году в 3,3 раза увеличиваются ассигнования на развитие  жилищного строительства. Расходы на развитие и поддержку ЖКХ в 2008 году по сравнению с 2005 годом возрастут в 3,3 раза. Порядка 70% расходов областного бюджета осуществляется в форме целевых программ.

Министр финансов Калининградской области Елена Матвеева считает, что это - «…закономерный результат трехлетней, целенаправленной работы. Укреплению и финансовому оздоровлению всей бюджетной системы способствовали формирование целостной нормативно-правовой базы,  внедрение передовых финансовых технологий, а также повышение финансовой дисциплины, активная налоговая политика и изменение принципов и подходов к расходованию бюджетных средств. Всё это реализовывалось в рамках бюджетной реформы». Упорядочены на долгосрочный период межбюджетные отношения с муниципальными образованиями. Значительно возрос объем финансовой помощи муниципальным образованиям, преимущественно в форме субсидирования из областного бюджета социально значимых и инвестиционных расходов местных бюджетов. Повысился рейтинг региона как заемщика (сократились прямые заимствования, урегулированы проблемные обязательства, активизированы инструменты госгарантий). Проинвентаризированы  бюджетные расходы. Внедряется система бюджетирования, ориентированная на результаты. В 2006 году Калининградская область – в первой десятке среди субъектов РФ, получивших финансовое поощрение за высокие результаты социально-экономического  развития и грамотное финансовое управление в 2006 году. Произошел переход на среднесрочное бюджетное планирование - пятилетний финансовый план. Впервые в нашей области принят трехлетний бюджет на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Следует отметить, что бюджетное планирование на среднесрочную перспективу – абсолютно новая для российских регионов практика, и Калининградская область  первой сделала столь важный и значимый шаг. Калининградская область в последние годы стала регионом-донором. Это означает, что налоговые поступления из нашего региона в федеральный бюджет превышают размеры полученной из федерального центра безвозмездной помощи. Программа «Реформирование системы управления общественными (публичными) финансами Калининградской области на 2006-2008 годы» признана одной из лучших (второе место) Министерством финансов России среди 14 допущенных в 2007 году к конкурсу субъектов РФ. Повышена транспарентность бюджета. Более двух лет работает сайт регионального Минфина, где оперативно размещается информация, в том числе законопроекты для общественного обсуждения. Уже в первой года работы Правительства области вместо 36 главных распорядителей бюджетных средств было оставлено два: Министерство финансов (в части межбюджетных отношений и финансирования собственных прямых расходов) и Агентство главного распорядителя кредита. Введены новые механизмы проведения конкурсных процедур. Основные параметры консолидированного (областной и местные) бюджета Калининградской области 2005-2008 гг. Динамика исполнения консолидированного бюджета Калининградской области по доходам в 2007 году составила 133% по отношению к 2006 году, 183% - к 2005 году. В 2008 году доходы консолидированного бюджета области запланированы с ростом 137,4% к уровню 2007 года. Рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в 2007 году составил 128% (по отношению к 2006 году), в 2006 году – 136% (по отношению к 2005 году). Доля областного бюджета в  налоговых и неналоговых доходах (без учета доходов от предпринимательской деятельности) составляет 61-57%. Четвертая  часть консолидированного бюджета области в 2007 году обеспечивалась за счет средств федерального бюджета. Динамика  исполнения консолидированного бюджета по расходам в 2007 году составила 128,6% к уровню 2006 года, 177% от значения показателя 2005 года. В 2008 году расходы консолидированного бюджета Калининградской области запланированы в объеме 39,4 млрд. рублей. Повышению доходного потенциала (налоговые и неналоговые доходы) региона способствовали: Во-первых, борьба с нелегальной экономикой: легализация выплаты заработной платы  в частном секторе экономики. Результат - динамика поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет области, которая в 2007 году по отношению к 2006 году составила 136%, в 2006 году по отношению к 2005 году – 142%. Основные источники, формирующие  консолидированный  и  областной бюджеты, -  налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций. Доля этих доходов составляет соответственно в консолидированном бюджете 63%, в областном - 83%. Во-вторых, введение новых, повышенных ставок по налогу на игорный бизнес и транспортному налогу. Последний дифференцирован по категориям объектов налогообложения и в большей степени соответствует обоснованному уровню налоговой  нагрузки и задачам развития транспортной инфраструктуры Калининградской области. Поступления транспортного налога в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросли  в 2 раза, в 2007-м рост 137%. Доходы  от игорного налога увеличились с 2005 по 2007 гг. в 2,8 раза. В-третьих, это отмена необоснованных и экономически неоправданных налоговых льгот, в частности, по налогу на имущество организаций. Рост от этого доходного источника - в  2,4 раза (к 2005 г.). В-четвертых, это развитие местных бюджетов. Была введена практика жесткого контроля за постановкой на налоговый учет земельных участков. В результате рост земельного налога – почти в 3 раза. Увеличение доходной базы способствовали и другие меры, предпринятые исполнительной властью: введение упрощенной системы налогообложения на основе патента, повышение базовой ставки аренды имущества и т.д. Расходы бюджета носят социальный характер (расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование,  социальную защиту, культуру). Значительную долю составляют расходы на поддержку сельского хозяйства, развитие инфраструктуры, реализацию национальных проектов. Начиная с 2006 года, планомерно реализуется график повышения заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы. К декабрю 2006 года обеспечено двукратное по отношению к декабрю 2005 года повышение заработной платы наименее оплачиваемых категорий работников бюджетной сферы (с 1 по 9 разряды). В среднем за 2006 год заработная плата работникам учреждений бюджетной сферы увеличилась в полтора раза.  Заработная плата работников бюджетной сферы в Калининградской области в период с  октября 2007 года  по октябрь 2008 года увеличится на 21%, со значительным опережением темпов роста, установленных на федеральном уровне. Доля расходов из областного бюджета на содержание органов государственной власти будет уменьшаться, что, кстати, и происходит последние два года. Так, в 2006 году она составляла 4,1%, в 2007 г. – 3,6%, а в 2008 году будет 3,1%. Эта тенденция будет продолжена и в последующий период. За период 2006-2008 годов расходы областного бюджета на здравоохранение, физическую культуру и спорт выросли в 2,2 раза, на социальную политику возросли по отношению к 2005 году в 2,5 раза. Рост расходов на образование за 3 года  по сравнению с 2005 годом составил 2,8 раза. Расходы на культуру за 2006-2008 годы возросли по отношению к 2005 году в 1,8 раза. Ежегодно возрастает объем расходов областного бюджета на поддержку дорожного хозяйства области (в 3,5 раза к 2005 г.). Рост  расходов на поддержку сельского хозяйства  составил  за 2006-2008 гг. - 1,8 раза к 2005 году. В 2008 году в 3,3 раза увеличиваются ассигнования на развитие  жилищного строительства. Расходы на развитие и поддержку ЖКХ в 2008 году по сравнению с 2005 годом возрастут в 3,3 раза. Порядка 70% расходов областного бюджета осуществляется в форме целевых программ.


Теги:


Возврат к списку

Внимание, при использовании материалов ссылка на Официальный Портал Правительства Калининградской области ( https://gov39.ru ) обязательна!
© 2012 Правительство Калининградской области