Материал распечатан: 11.12.2016 г. 08:05:47 КЛГ, ip 23.23.50.247
Официальный Портал Правительства Калининградской области
https://gov39.ru/news/101/26513/

Государственная политика в сфере регулирования цен и тарифов

09.10.2007 17:54

Государственная политика в сфере регулирования цен и тарифов

Регулирование цен и тарифов в социально значимых отраслях экономики и непроизводственной сфере – зона ответственности службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (СГРЦТ). Сегодня уже можно говорить о некоторых результатах госполитики в этой важнейшей для населения региона сфере. Экономический эффект от принимаемых исполнительной властью решений, или экономия расходов потребителей на приобретение товаров и услуг по регулируемым ценам и тарифам составил в 2006 году 3360,2 млн. руб., в 2007 году (ожидаемый) – 3622,5 млн. руб. Электрическая энергия Объем распределенной электрической энергии по Калининградской области из года в год постоянно растет. Если в 2005 году энергоресурс составлял 3583,6 млн. кВтч, в 2006 году – 3641,2 млн. кВтч, то в 2007 году ожидаемое распределение составит  3736,5 млн. кВтч, или 106 % к уровню 2004 года, что свидетельствует о неуклонном росте экономики области. Следует отметить поступательное снижение технологического расхода электроэнергии (потерь) в распределительных сетях. Если в 2002 году они составляли 21,6 %, в 2006 году 19,38 %, то в 2007 году показатель потерь в электросетях запланирован  на уровне 17 %. Уровень утвержденных тарифов на электрическую энергию за период с 2005 по 2007 год характеризуется следующими данными:   2005г. 2006. 2007г. Руб./кВтч % к 2004 г. Руб./кВтч % к 2005 г. Руб./кВтч % к 2006 г. Среднеотпускной тариф на э/энергию (без НДС) 1,164 112,5 1,28 110,0 1,37 107,0 Тариф на э/энергию для населения (с НДС) 1,31 112,0 1,48 113,0 1,56 105,4 Следует отметить, что на 2007 год Федеральной службой по тарифам (ФСТ) России был установлен предельный минимальный тариф на электрическую энергию в среднем по Калининградской области в размере  1,4145 руб./кВтч, а предельный минимальный тариф для населения - в размере 1,63 руб./кВтч. СГРЦТ на 2007 год для основного поставщика электроэнергии ОАО «Янтарьэнерго» принят расчетный среднеотпускной тариф на электроэнергию на 2007 год – 1,37 руб./кВтч, для населения области тариф на электроэнергию был установлен также на уровне ниже минимального – 1,56 руб./кВтч. Пересмотр тарифов, как на 2006 год, так и на 2007 год производился в основном в связи с ростом, так называемых, «федеральных факторов» -  повышением тарифов на электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии России (ОРЭ) и ростом стоимости услуг «системных» организаций, т.е. организаций, ранее входивших в РАО "ЕЭС России". Если в структуре среднеотпускного тарифа на электроэнергию в 2006 году «федеральные факторы» занимали 70,4 %, то в 2007 году они составили 73,9 %. При этом  «региональные факторы» (топливо, эксплуатационные расходы и др.) снизились с  29,6 %  до 26,1 %.  Результатом тарифного регулирования в сфере электроэнергетики явилась экономия затрат потребителей электроэнергии (разница между тарифной выручкой, заявленной энергоснабжающими организациями, и принятой СГРЦТ при утверждении тарифов): в 2006 году – 2526,8 млн. руб., в 2007 году – 2222,0 млн. руб. Тепловая энергия Как и в электроэнергетике, наблюдается рост потребления тепловой энергии на потребительском рынке Калининградской области. В 2007 году плановый объем реализации теплоэнергии потребителям составляет 3399,3 тыс.Гкал, что выше прошлогоднего уровня на 276,8  тыс.Гкал. При этом более 70 % данного прироста составляет увеличение потребления тепла, отпускаемого населению области (+ 197,7 тыс.Гкал). Это связано с вводом в эксплуатацию нового строящегося жилья. Структура потребления теплоэнергии на протяжении ряда лет остается неизменной и показывает, что основным потребителем услуг теплоснабжения является жилищно-коммунальный сектор экономики, который в общем объеме теплопотребления составляет 77 %. Анализ тарифов на теплоэнергию, утвержденных СГРЦТ на 2006 год показал, что многие предприятия, в особенности, использующие в качестве топлива мазут, оказались в сложном финансовом положении в связи с резким ростом цен на мазут в 2006 году. Если при формировании тарифов на теплоэнергию на 2006 год цена мазута предусматривалась в среднем 4200 руб./тн, то фактическая его стоимость в отдельных случаях достигала 7200 руб./тн без НДС. Это вызвало необходимость пересмотра предельных индексов роста тарифов на тепловую энергию для Калининградской области, утверждаемых ФСТ России. Усилиями СГРЦТ, с целью недопущения срыва отопительного сезона и обеспечения надежности теплоснабжения, ФСТ России приняла во внимание расчеты и обоснования, выполненные Службой, и согласовала для Калининградской области на 2007 год рост средеотпускного тарифа на теплоэнергию - 141,3 %. Средневзвешенный (расчетный) уровень тарифа на тепловую энергию по Калининградской области на 2007 год (в размере 923,18 руб./Гкал) сложился ниже уровня, согласованного с ФСТ России. Этому способствовали принятые меры по снижению затрат при выработке теплоэнергии, в т.ч. за счет постепенного замещения топочного мазута каменным углем,  постепенной газификации области и перевода теплоисточников на природный газ.  а также благодаря проведению Конкурсным агентством Правительства Калининградской области тендера на поставку топочного мазута для муниципальных образований области. На снижение среднеотпускного тарифа на теплоэнергию оказало влияние и то, что у большинства муниципальных образований не приняты инвестиционные программы организаций коммунального комплекса для развития коммунальной инфраструктуры. Экономия потребителей по оплате услуг теплоснабжения (разница тарифной выручки предлагаемой предприятиями к утверждению и принятой СГРЦТ) составила в 2006 году 777,9 млн.руб., в 2007 году (ожидаемая) – 1135,1 млн.руб. Природный и сжиженный газ Рост оптовой цены на природный газ для потребителей нашего региона сверх общероссийского уровня рассматривался на совещаниях в ФСТ России в течение последних двух лет 5 раз. В результате настойчивой и последовательной позиции представителей областного Правительства данное увеличение было утверждено ФСТ России только с 1 августа 2006 года на уровне минимального из рассматриваемых вариантов: дополнительный рост оптовой цены для промышленных потребителей составил 11,6 %, для населения – 13 %. Розничные цены на газ для населения были повышены с 1 июня 2006 года, при этом рост цен в среднем составил: - по природному газу - 16,1 % (рост среднегодовой оптовой цены с 1 января 2006 года - 15,2 %, рост среднегодовой розничной цены - 7,1 %); - по сжиженному газу - 4,3 % (цены на емкостной газ увеличились на 10,6 %, на баллонный газ остались на прежнем уровне). В связи с дополнительным ростом оптовых цен на природный газ для населения с 1 августа 2006 года  на 13 % и повышением оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд с 1 октября 2006 года в 2 раза СГРЦТ была вынуждена пересмотреть розничные цены на газоснабжение с 1 ноября 2006 года. При этом повышение розничных цен произошло лишь для потребителей сжиженного газа в среднем на 13,6 %. С 1 января 2007 года были утверждены и введены в действие новые розничные цены на природный и сжиженный газ для населения. Рост их в текущем году составил: - по природному газу – 17,3 % (прирост оптовой цены – 15 % к цене на 31.12.2006г., или 30 % к цене на 31.07.2006г.); - по сжиженному газу – 19,6 % (прирост оптовой цены – 29,6 %). Экономическая эффективность при госрегулировании розничных цен на газ для населения и регулирования тарифов на транспортировку газа по распределительным сетям, а также платы за снабженческо-сбытовые услуги составит в 2007 году 116,8 млн. руб. Кроме того, в текущем году утверждены нормативы потребления природного газа и электрической энергии населением при отсутствии приборов учета. Непроизводственная сфера деятельности В декабре 2005 года были снижены на 33,4 % тарифы на услуги по первичной инвентаризации (паспортизации) и плановой технической инвентаризации жилых строений и жилых помещений, оказываемых ФГУП «Ростехинвентаризация» населению. В 2006 году были уменьшены на 5 % предельные торговые оптовые и розничные надбавки на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, снижены тарифы на проезд в общественном городском автомобильном транспорте. Так, в городах Калининграде и Светлогорске стоимость проезда в городском общественном автомобильном транспорте  снижена с 10 руб. до 8 руб. за одну поездку. Кроме того, в 2007 году была снижена плата за транспортировку задержанных транспортных средств с 1550 руб. до 1250 руб., а также снижена стоимость инвентаризации (паспортизации) жилых строений и жилых помещений, проводимой ФГУП «Ростехинвентаризация» при приватизации населением жилищного фонда и совершения сделок наследования. Экономический эффект от регулирования тарифов в непроизводственной сфере составил: в 2006 году 21,5 млн. руб.; в 2007 г. составит – 148,6 млн. руб.СГРЦТ также постоянно проводит проверки правильности применения регулируемых цен и тарифов. За период с октября 2005 года по август 2007 года проверено 159 предприятия. В 69 из них выявлены нарушения дисциплины цен. Сумма предъявленных штрафных санкций составила 251,3 тыс. руб.

Регулирование цен и тарифов в социально значимых отраслях экономики и непроизводственной сфере – зона ответственности службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (СГРЦТ). Сегодня уже можно говорить о некоторых результатах госполитики в этой важнейшей для населения региона сфере. Экономический эффект от принимаемых исполнительной властью решений, или экономия расходов потребителей на приобретение товаров и услуг по регулируемым ценам и тарифам составил в 2006 году 3360,2 млн. руб., в 2007 году (ожидаемый) – 3622,5 млн. руб. Электрическая энергия Объем распределенной электрической энергии по Калининградской области из года в год постоянно растет. Если в 2005 году энергоресурс составлял 3583,6 млн. кВтч, в 2006 году – 3641,2 млн. кВтч, то в 2007 году ожидаемое распределение составит  3736,5 млн. кВтч, или 106 % к уровню 2004 года, что свидетельствует о неуклонном росте экономики области. Следует отметить поступательное снижение технологического расхода электроэнергии (потерь) в распределительных сетях. Если в 2002 году они составляли 21,6 %, в 2006 году 19,38 %, то в 2007 году показатель потерь в электросетях запланирован  на уровне 17 %. Уровень утвержденных тарифов на электрическую энергию за период с 2005 по 2007 год характеризуется следующими данными:   2005г. 2006. 2007г. Руб./кВтч % к 2004 г. Руб./кВтч % к 2005 г. Руб./кВтч % к 2006 г. Среднеотпускной тариф на э/энергию (без НДС) 1,164 112,5 1,28 110,0 1,37 107,0 Тариф на э/энергию для населения (с НДС) 1,31 112,0 1,48 113,0 1,56 105,4 Следует отметить, что на 2007 год Федеральной службой по тарифам (ФСТ) России был установлен предельный минимальный тариф на электрическую энергию в среднем по Калининградской области в размере  1,4145 руб./кВтч, а предельный минимальный тариф для населения - в размере 1,63 руб./кВтч. СГРЦТ на 2007 год для основного поставщика электроэнергии ОАО «Янтарьэнерго» принят расчетный среднеотпускной тариф на электроэнергию на 2007 год – 1,37 руб./кВтч, для населения области тариф на электроэнергию был установлен также на уровне ниже минимального – 1,56 руб./кВтч. Пересмотр тарифов, как на 2006 год, так и на 2007 год производился в основном в связи с ростом, так называемых, «федеральных факторов» -  повышением тарифов на электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии России (ОРЭ) и ростом стоимости услуг «системных» организаций, т.е. организаций, ранее входивших в РАО "ЕЭС России". Если в структуре среднеотпускного тарифа на электроэнергию в 2006 году «федеральные факторы» занимали 70,4 %, то в 2007 году они составили 73,9 %. При этом  «региональные факторы» (топливо, эксплуатационные расходы и др.) снизились с  29,6 %  до 26,1 %.  Результатом тарифного регулирования в сфере электроэнергетики явилась экономия затрат потребителей электроэнергии (разница между тарифной выручкой, заявленной энергоснабжающими организациями, и принятой СГРЦТ при утверждении тарифов): в 2006 году – 2526,8 млн. руб., в 2007 году – 2222,0 млн. руб. Тепловая энергия Как и в электроэнергетике, наблюдается рост потребления тепловой энергии на потребительском рынке Калининградской области. В 2007 году плановый объем реализации теплоэнергии потребителям составляет 3399,3 тыс.Гкал, что выше прошлогоднего уровня на 276,8  тыс.Гкал. При этом более 70 % данного прироста составляет увеличение потребления тепла, отпускаемого населению области (+ 197,7 тыс.Гкал). Это связано с вводом в эксплуатацию нового строящегося жилья. Структура потребления теплоэнергии на протяжении ряда лет остается неизменной и показывает, что основным потребителем услуг теплоснабжения является жилищно-коммунальный сектор экономики, который в общем объеме теплопотребления составляет 77 %. Анализ тарифов на теплоэнергию, утвержденных СГРЦТ на 2006 год показал, что многие предприятия, в особенности, использующие в качестве топлива мазут, оказались в сложном финансовом положении в связи с резким ростом цен на мазут в 2006 году. Если при формировании тарифов на теплоэнергию на 2006 год цена мазута предусматривалась в среднем 4200 руб./тн, то фактическая его стоимость в отдельных случаях достигала 7200 руб./тн без НДС. Это вызвало необходимость пересмотра предельных индексов роста тарифов на тепловую энергию для Калининградской области, утверждаемых ФСТ России. Усилиями СГРЦТ, с целью недопущения срыва отопительного сезона и обеспечения надежности теплоснабжения, ФСТ России приняла во внимание расчеты и обоснования, выполненные Службой, и согласовала для Калининградской области на 2007 год рост средеотпускного тарифа на теплоэнергию - 141,3 %. Средневзвешенный (расчетный) уровень тарифа на тепловую энергию по Калининградской области на 2007 год (в размере 923,18 руб./Гкал) сложился ниже уровня, согласованного с ФСТ России. Этому способствовали принятые меры по снижению затрат при выработке теплоэнергии, в т.ч. за счет постепенного замещения топочного мазута каменным углем,  постепенной газификации области и перевода теплоисточников на природный газ.  а также благодаря проведению Конкурсным агентством Правительства Калининградской области тендера на поставку топочного мазута для муниципальных образований области. На снижение среднеотпускного тарифа на теплоэнергию оказало влияние и то, что у большинства муниципальных образований не приняты инвестиционные программы организаций коммунального комплекса для развития коммунальной инфраструктуры. Экономия потребителей по оплате услуг теплоснабжения (разница тарифной выручки предлагаемой предприятиями к утверждению и принятой СГРЦТ) составила в 2006 году 777,9 млн.руб., в 2007 году (ожидаемая) – 1135,1 млн.руб. Природный и сжиженный газ Рост оптовой цены на природный газ для потребителей нашего региона сверх общероссийского уровня рассматривался на совещаниях в ФСТ России в течение последних двух лет 5 раз. В результате настойчивой и последовательной позиции представителей областного Правительства данное увеличение было утверждено ФСТ России только с 1 августа 2006 года на уровне минимального из рассматриваемых вариантов: дополнительный рост оптовой цены для промышленных потребителей составил 11,6 %, для населения – 13 %. Розничные цены на газ для населения были повышены с 1 июня 2006 года, при этом рост цен в среднем составил: - по природному газу - 16,1 % (рост среднегодовой оптовой цены с 1 января 2006 года - 15,2 %, рост среднегодовой розничной цены - 7,1 %); - по сжиженному газу - 4,3 % (цены на емкостной газ увеличились на 10,6 %, на баллонный газ остались на прежнем уровне). В связи с дополнительным ростом оптовых цен на природный газ для населения с 1 августа 2006 года  на 13 % и повышением оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд с 1 октября 2006 года в 2 раза СГРЦТ была вынуждена пересмотреть розничные цены на газоснабжение с 1 ноября 2006 года. При этом повышение розничных цен произошло лишь для потребителей сжиженного газа в среднем на 13,6 %. С 1 января 2007 года были утверждены и введены в действие новые розничные цены на природный и сжиженный газ для населения. Рост их в текущем году составил: - по природному газу – 17,3 % (прирост оптовой цены – 15 % к цене на 31.12.2006г., или 30 % к цене на 31.07.2006г.); - по сжиженному газу – 19,6 % (прирост оптовой цены – 29,6 %). Экономическая эффективность при госрегулировании розничных цен на газ для населения и регулирования тарифов на транспортировку газа по распределительным сетям, а также платы за снабженческо-сбытовые услуги составит в 2007 году 116,8 млн. руб. Кроме того, в текущем году утверждены нормативы потребления природного газа и электрической энергии населением при отсутствии приборов учета. Непроизводственная сфера деятельности В декабре 2005 года были снижены на 33,4 % тарифы на услуги по первичной инвентаризации (паспортизации) и плановой технической инвентаризации жилых строений и жилых помещений, оказываемых ФГУП «Ростехинвентаризация» населению. В 2006 году были уменьшены на 5 % предельные торговые оптовые и розничные надбавки на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, снижены тарифы на проезд в общественном городском автомобильном транспорте. Так, в городах Калининграде и Светлогорске стоимость проезда в городском общественном автомобильном транспорте  снижена с 10 руб. до 8 руб. за одну поездку. Кроме того, в 2007 году была снижена плата за транспортировку задержанных транспортных средств с 1550 руб. до 1250 руб., а также снижена стоимость инвентаризации (паспортизации) жилых строений и жилых помещений, проводимой ФГУП «Ростехинвентаризация» при приватизации населением жилищного фонда и совершения сделок наследования. Экономический эффект от регулирования тарифов в непроизводственной сфере составил: в 2006 году 21,5 млн. руб.; в 2007 г. составит – 148,6 млн. руб.СГРЦТ также постоянно проводит проверки правильности применения регулируемых цен и тарифов. За период с октября 2005 года по август 2007 года проверено 159 предприятия. В 69 из них выявлены нарушения дисциплины цен. Сумма предъявленных штрафных санкций составила 251,3 тыс. руб.


Теги:


Возврат к списку

Внимание, при использовании материалов ссылка на Официальный Портал Правительства Калининградской области ( https://gov39.ru ) обязательна!
© 2012 Правительство Калининградской области