Материал распечатан: 08.12.2016 г. 04:19:44 КЛГ, ip 54.211.62.139
Официальный Портал Правительства Калининградской области
https://gov39.ru/news/101/23436/

О качестве некоторых политических прогнозов.

07.02.2005 19:22

О качестве некоторых политических прогнозов.

Перспективы развития Калининградской области вновь выдвигаются в разряд сенсационных проблем. После некоторого затишья калининградская тема опять становится предметом, как серьезных размышлений, так и досужих домыслов. Причина нынешнего оживления понятна: в 2005 году грядут выборы губернатора Калининградской области по новой процедуре, а также выборы в Калининградскую областную Думу. Плюс к этому ожидаются серьезные изменения в режиме хозяйствования на территории калининградского региона. Соответственно, разного рода политические и экономические силы пытаются повлиять на ситуацию, чтобы обеспечить себе необходимый результат. Для достижения своих стратегических и тактических целей на калининградском поле такие игроки используют весь доступный для них инструментарий, куда входят методы негласного лоббирования, закулисных сделок, технологии скрытого влияния на общественное мнение, а также изощренные приемы вброса информации, адресованной первым лицам, через каналы публичной, массовой информации. Технологии вброса и манипулирования Начало 2005 года было ознаменовано хорошо подготовленной, "эшелонированной" идеологической кампанией на тему "Надо что-то делать с Калининградской областью". Атака была начата в январе в форме "политологической артподготовки" о возможности "янтарной революции". Занимались артподготовкой вторые лица из известной московской политтехнологической фирмы, которая ничего не смогла поделать с так называемой "оранжевой революцией" на Украине - заказ на победу Виктора Януковича был получен и - судя по всему - щедро оплачен, но не выполнен. Дальнейшее коммерческое выживание данной политтехнологической конторы оказалось под большим вопросом, и ради ее спасения были изобретены страшилки о возможности реализации сценариев "бархатных революций" в Молдавии и Киргизии, "картофельной революции" в Белоруссии. Весь этот ряд завершал ужастик о вероятности целенаправленного изменения политического строя и выводе из-под влияния Москвы отдельно взятого российского региона - о "янтарной революции" в Калининградской области. На этапе "артподготовки" цели идеологической кампании еще были не вполне ясны. Однако с публикацией и тиражированием в прессе результатов одного из опросов общественного мнения миссия, определенная к выполнению, стала достаточно очевидна. Характер, дозированность и содержание распространяемой социологической информации позволяют сделать вывод: акция просчитана, спланирована, хорошо профинансирована и решает отнюдь не те задачи, которые декларируются. Обратимся к главному, по состоянию на начало февраля-2005, компоненту этой спецоперации - проекту "Диагностика социально-экономического положения населения и оценка человеческих ресурсов Калининградской области". Сведения о проведении такого исследования появились в одном из средств массовой информации, имеющем репутацию официоза федерального центра. Была заявлена и цель исследования - маркетинг, изучение потенциала Калининградской области в части человеческого ресурса. Сразу же вслед за этим в Интернете появились выдержки из отчета о проведенном в Калининградской области опросе общественного мнения, а для рекламирования и продвижения этих данных был использован информационный ресурс упомянутой выше политтехнологической фирмы. После чего по методике распространения компьютерных вирусов эта информация под видом объективных данных была доведена как до широкой общественности, так и, надо полагать, до целевых адресатов в высших эшелонах власти. Расчет на то, что калининградские СМИ растиражируют вброшенные данные, оказался верен. Поэтому следует ожидать, что наиболее активные и сообразительные будут премированы, а менее сообразительные - использованы, что называется, в темную. Законы финансовой составляющей медиа-рынка в России непоколебимы, потому что они объективны, т.е. не зависят от воли отдельных политиков, редакторов или потребителей информации; и эти неформальные законы редко совпадают с нравственными нормами или декларируемыми принципами открытости и независимости. Реакция широкой общественности на публикацию отдельных результатов рассматриваемого социологического проекта неочевидна. Насколько те или иные слои калининградского социума "попались" на уловки, спрятанные в дозированных выдержках из спецпроекта, покажет будущее. Но то, как будут использованы эти данные отдельными игроками, будет свидетельствовать о дальнейшей направленности усилий определенных кругов по формированию общественного мнения в Калининградского области и вокруг нее. Акция явно не завершена, и следует ожидать новых "открытий" и контрреволюционных рецептов. Социологическая корректность и технологическое лукавство Лукавство опубликованных данных, как всегда, кроется в деталях. Поэтому обратимся к информации, имеющейся в открытом доступе, и выделим моменты, вызывающие сомнения в социологической корректности этой информации. Момент первый. Вызывает большие сомнения размер опрошенной группы калининградцев - почти 8 тысяч человек, которые якобы представляли почти 3 тысячи домохозяйств. Методологически такая выборочная совокупность никак не оправдана (как правило, используется выборка объемом 1500-1600 человек). Второй момент - некорректный подбор вопросов, предлагавшихся участникам опроса. В общественно-политическом преломлении данный прием может говорить о пропагандистских устремлениях заказчика или оператора социологического проекта. В опубликованных данных "Диагностики" уши скрытого пиара просматриваются более чем явственно. И третье, что должно настораживать, - это толкование опубликованных данных. Строго говоря, толкование, интерпретация любых данных - это всегда спекуляция, это всегда допущения в пределах некоторой погрешности. Если же существенная погрешность содержится и в исходной социологической информации (на "входе"), и в комментариях (а именно с этим мы имеем дело в опубликованной части "Диагностики"), то ошибка на "выходе" будет такой, что социологическая и общественно-политическая ценность исследования будет невелика, поскольку результаты будут носить ложный характер. И тогда это только классическая "черная пропаганда", "грязный пиар" или как там ни назовите. А коль скоро мы имеем дело с плохо завуалированной пропагандой, то тогда имеет смысл посмотреть на сугубо пиаровские приемы рассматриваемого проекта. Во-первых, мы имеем дело с целенаправленной попыткой ввести кого-то в заблуждение относительно реальных настроений в калининградском социуме. Во-вторых, заметно стремление создать на ровном месте перечень угроз и вызовов, которые в реальности или не существуют вовсе, или имеют несколько иной вид и социально-психологический характер. И, в-третьих, сделана попытка повлиять на реальные мотивы и предпочтения калининградцев, психологически побуждая их неосознанно присоединиться к искусственно сконструированному мнению большинства - тоже известный прием из арсенала изощренной манипулятивной пропаганды. На какой стадии реализации "диагностического проекта" запущены технологии лукавства и искажения реальности, трудно судить. На уровне заказчика? На уровне социологического агентства? На уровне поставщиков заготовленных интерпретаций? В любом случае, очевидно, что есть определенные игроки, кому выгодно очередное промывание мозгов по калининградской теме. Это нужно понимать и осознавать калининградским СМИ. И беречь психическое здоровье сограждан.

Перспективы развития Калининградской области вновь выдвигаются в разряд сенсационных проблем. После некоторого затишья калининградская тема опять становится предметом, как серьезных размышлений, так и досужих домыслов. Причина нынешнего оживления понятна: в 2005 году грядут выборы губернатора Калининградской области по новой процедуре, а также выборы в Калининградскую областную Думу. Плюс к этому ожидаются серьезные изменения в режиме хозяйствования на территории калининградского региона. Соответственно, разного рода политические и экономические силы пытаются повлиять на ситуацию, чтобы обеспечить себе необходимый результат. Для достижения своих стратегических и тактических целей на калининградском поле такие игроки используют весь доступный для них инструментарий, куда входят методы негласного лоббирования, закулисных сделок, технологии скрытого влияния на общественное мнение, а также изощренные приемы вброса информации, адресованной первым лицам, через каналы публичной, массовой информации. Технологии вброса и манипулирования Начало 2005 года было ознаменовано хорошо подготовленной, "эшелонированной" идеологической кампанией на тему "Надо что-то делать с Калининградской областью". Атака была начата в январе в форме "политологической артподготовки" о возможности "янтарной революции". Занимались артподготовкой вторые лица из известной московской политтехнологической фирмы, которая ничего не смогла поделать с так называемой "оранжевой революцией" на Украине - заказ на победу Виктора Януковича был получен и - судя по всему - щедро оплачен, но не выполнен. Дальнейшее коммерческое выживание данной политтехнологической конторы оказалось под большим вопросом, и ради ее спасения были изобретены страшилки о возможности реализации сценариев "бархатных революций" в Молдавии и Киргизии, "картофельной революции" в Белоруссии. Весь этот ряд завершал ужастик о вероятности целенаправленного изменения политического строя и выводе из-под влияния Москвы отдельно взятого российского региона - о "янтарной революции" в Калининградской области. На этапе "артподготовки" цели идеологической кампании еще были не вполне ясны. Однако с публикацией и тиражированием в прессе результатов одного из опросов общественного мнения миссия, определенная к выполнению, стала достаточно очевидна. Характер, дозированность и содержание распространяемой социологической информации позволяют сделать вывод: акция просчитана, спланирована, хорошо профинансирована и решает отнюдь не те задачи, которые декларируются. Обратимся к главному, по состоянию на начало февраля-2005, компоненту этой спецоперации - проекту "Диагностика социально-экономического положения населения и оценка человеческих ресурсов Калининградской области". Сведения о проведении такого исследования появились в одном из средств массовой информации, имеющем репутацию официоза федерального центра. Была заявлена и цель исследования - маркетинг, изучение потенциала Калининградской области в части человеческого ресурса. Сразу же вслед за этим в Интернете появились выдержки из отчета о проведенном в Калининградской области опросе общественного мнения, а для рекламирования и продвижения этих данных был использован информационный ресурс упомянутой выше политтехнологической фирмы. После чего по методике распространения компьютерных вирусов эта информация под видом объективных данных была доведена как до широкой общественности, так и, надо полагать, до целевых адресатов в высших эшелонах власти. Расчет на то, что калининградские СМИ растиражируют вброшенные данные, оказался верен. Поэтому следует ожидать, что наиболее активные и сообразительные будут премированы, а менее сообразительные - использованы, что называется, в темную. Законы финансовой составляющей медиа-рынка в России непоколебимы, потому что они объективны, т.е. не зависят от воли отдельных политиков, редакторов или потребителей информации; и эти неформальные законы редко совпадают с нравственными нормами или декларируемыми принципами открытости и независимости. Реакция широкой общественности на публикацию отдельных результатов рассматриваемого социологического проекта неочевидна. Насколько те или иные слои калининградского социума "попались" на уловки, спрятанные в дозированных выдержках из спецпроекта, покажет будущее. Но то, как будут использованы эти данные отдельными игроками, будет свидетельствовать о дальнейшей направленности усилий определенных кругов по формированию общественного мнения в Калининградского области и вокруг нее. Акция явно не завершена, и следует ожидать новых "открытий" и контрреволюционных рецептов. Социологическая корректность и технологическое лукавство Лукавство опубликованных данных, как всегда, кроется в деталях. Поэтому обратимся к информации, имеющейся в открытом доступе, и выделим моменты, вызывающие сомнения в социологической корректности этой информации. Момент первый. Вызывает большие сомнения размер опрошенной группы калининградцев - почти 8 тысяч человек, которые якобы представляли почти 3 тысячи домохозяйств. Методологически такая выборочная совокупность никак не оправдана (как правило, используется выборка объемом 1500-1600 человек). Второй момент - некорректный подбор вопросов, предлагавшихся участникам опроса. В общественно-политическом преломлении данный прием может говорить о пропагандистских устремлениях заказчика или оператора социологического проекта. В опубликованных данных "Диагностики" уши скрытого пиара просматриваются более чем явственно. И третье, что должно настораживать, - это толкование опубликованных данных. Строго говоря, толкование, интерпретация любых данных - это всегда спекуляция, это всегда допущения в пределах некоторой погрешности. Если же существенная погрешность содержится и в исходной социологической информации (на "входе"), и в комментариях (а именно с этим мы имеем дело в опубликованной части "Диагностики"), то ошибка на "выходе" будет такой, что социологическая и общественно-политическая ценность исследования будет невелика, поскольку результаты будут носить ложный характер. И тогда это только классическая "черная пропаганда", "грязный пиар" или как там ни назовите. А коль скоро мы имеем дело с плохо завуалированной пропагандой, то тогда имеет смысл посмотреть на сугубо пиаровские приемы рассматриваемого проекта. Во-первых, мы имеем дело с целенаправленной попыткой ввести кого-то в заблуждение относительно реальных настроений в калининградском социуме. Во-вторых, заметно стремление создать на ровном месте перечень угроз и вызовов, которые в реальности или не существуют вовсе, или имеют несколько иной вид и социально-психологический характер. И, в-третьих, сделана попытка повлиять на реальные мотивы и предпочтения калининградцев, психологически побуждая их неосознанно присоединиться к искусственно сконструированному мнению большинства - тоже известный прием из арсенала изощренной манипулятивной пропаганды. На какой стадии реализации "диагностического проекта" запущены технологии лукавства и искажения реальности, трудно судить. На уровне заказчика? На уровне социологического агентства? На уровне поставщиков заготовленных интерпретаций? В любом случае, очевидно, что есть определенные игроки, кому выгодно очередное промывание мозгов по калининградской теме. Это нужно понимать и осознавать калининградским СМИ. И беречь психическое здоровье сограждан.


Теги:


Возврат к списку

Внимание, при использовании материалов ссылка на Официальный Портал Правительства Калининградской области ( https://gov39.ru ) обязательна!
© 2012 Правительство Калининградской области